Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 12:26
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо
Кого глас, говорит, поколебал землю тогда горы Синайской, ныне же обещал, говоря: еще во второй раз поколеблю не только землю, но и небо (Агг. 2:7). Это же самое высказывается в изречении Господа Нашего, Говорящего: силы небесныя поколеблются (Мф. 24:29).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Которого глас тогда поколебал землю
Не видишь ли, что и тогда говоривший был Тот Самый, Кто и ныне пророчествует нам с неба. Ибо Его голос тогда, во время законодательства, землю колебал.
и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо
О двух землетрясениях мы узнаем из Писания: первое было при даровании закона на Синае, как Давид говорит: земля убоялась (Пс. 75:9); второе же – при явлении во плоти Христа. Ибо сказано: встревожился весь Иерусалим (Мф. 2:3) и: потрясутся идолы египетские (Ис. 19:1). Ибо они были потрясены, то есть они были лишены такого состояния, чтобы обманывать питающих их, и сила их была низвергнута. Следовательно, выражение еще раз указывает на третье потрясение, которое случится после второго пришествия, или на обновление при скончании мира, когда все изменится, переходя из тления в нетление. Об этом сказано у пророка Аггея (Агг. 2:7).
Евфимий Зигабен (†1118)
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо
Егоже глас землю тогда поколеба
Очевидно, когда давал закон на горе Синае: ибо надлежало тогда быть и колебанию для большаго страха народа; или же – когда разверзлась земля и поглотила Даѳана и Авирона (Пс. 105:17), ныне же обетова, очевидно, более страшное.
глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом (Агг. 2:7)
Он сказал чрез пророка Аггея: « еще единою Аз потрясу небом и землею». Апостол говорит о будущем потрясении, о перемене всего к лучшему, об изменении тленнаго в нетленное.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 25-26 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо
Если те не избегли наказания, не послушавшись заповедавшего на земле, то как можем мы не слушаться заповедующего с неба?.. Хотя и там и здесь Один и тот же, но особенно страшен изрекающий с небес. Апостол говорит о различии не лиц, а даров (Злат.).
священник Николай Рудинский (†1937)
. Отступление от Бога было страшно наказуемо в Ветхом Завете. Все вышедшие из Египта, кроме двоих, умерли в пустыне, и потом Бог нередко поражал наказанием как отдельных лиц, так и целый народ, например пленом, разрушением Иерусалима и рассеянием евреев по всем народам. Еще большей ответственности подлежат отступники от Нового Завета. И грех отступления здесь настолько страшнее, насколько важнее было дарование, исходящее непосредственно от Самого Бога, в лице Его Единородного Сына. Тогда, в устрашение отступников гремел гром, колебав землю, а теперь сказано Богом через пророка, что Он восколеблет не только землю, но и небо (см. Агг. 2:6-7). И Сам Иисус Христос говорил, что когда приидет время воздать каждому по делам, тогда солнце померкнет, и звезды спадут с небес, и силы небесные поколеблются (см. Мф. 24:29). Таким образом, и в словах пророческих, и в словах Господних слышится угроза вероотступникам - осуждение на вечные муки по приговору последнего суда Божия. С другой стороны, в изменении колеблемого, чтобы пребыло непоколебимое, толковники видят указание на изменяемость Ветхого Завета и неизменность Нового, при неизменном пребывании всего существующего под новым небом и на новой земле (Апок.21:1), где будет царствовать и жить только правда. Отсюда святой Павел делает христианам такое увещание.