Скрыть
Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13–14 Непорочны очи Твои, чтобы Тебе, или, им не видет зла, и смотреть на беззаконие Ты не можешь. Почему не воззришь Ты на творящих беззакония и молчишь, когда нечестивый поглощает того, кто более его праведен, и делаешь людей, как бы рыб в море, и как бы пресмыкающихся, у которых нет вождя

Подобное сему говорит Богу и Иеремия: «Праведен… Ты, Господи, я открыто исповедую это; и тем не менее я буду говорить к Тебе о правосудии. Что значит то, что путь нечестивых благоуспешен, и преуспевают в изобилии все те, которые вероломствуют и совершают преступления. Ты насадил их, и они пустили корни: они родили сынов и принесли плод. Близок Ты к устам их, но далек от» сердец (renibus – почек) их (Иерем. 12, 1–2). В том же самом значении и Аввакум говорит: «Непорочны очи Твои, Господи», и я знаю, как неохотно Ты взираешь на злого и неправедного, и никто не может сомневаться относительно Твоей справедливости. И однако же почему позволяешь Ты, чтобы Вавилоняне превозносились столь великою жестокостию, и чтобы праведный Израиль был подавлен нечестивым Навуходоносором; это не то значит, что угнетаемый праведен вполне, или, совершен, а только то, что он праведнее своего угнетателя. И как рыбы, не имеющие вождя и неразумные животные и множество пресмыкающихся без руководства Промысла порабощается сильнейшим, и тот, кто превосходит крепостью, господствует над другим; так и между людьми, – животными разумными, созданными по подобию Твоему, – не разум и не заслуги имеют значение, а телесные силы и неразумная крепость. Если же мы захотели бы понимать это вообще в отношении в Провидению, как будто пророк спрашивает так: „Почему диавол имеет такую силу в мире; и почему, когда Господь владычествует, другому принадлежит жестокое правительство“, – то смысл будет такого рода, и с вышеизложенным это толкование может быть соединено так: Господи, Боже мой, святый мой! Я знаю, что под владычеством Твоим и защитою Твоею мы не умрем; знаю также, что Ты для того назначил врага, чтобы чрез него, как чрез палача, только исправлять, а не убивать грешников. Знаю я и то, что неправедный нисколько не угоден Тебе, и что очи Твои чисты от всякой неправды и что Ты не можешь видеть страданий тех, которые побеждены несправедливостию. Однакоже я не могу найти причины, почему неправедный Каин убивает праведного Авеля (Быт. 4) и Ты безмолвствуешь? Почему во время свирепствования кита и поядания всего им проглатываются не только малые рыбки, но даже и Иона Твой (Ион. 2). Почему нечестивый побеждает, а праведный побеждается. Я говорю не то, что мог бы знать, что пред лицем Твоим оправдается кто-либо, и что он без греха, и что я не имею познания о слабости человеческой; но подобно тому, как Содом и Гоморра кажутся праведными по сравнению с Иерусалимом, и как мытарь в Евангелии оправдан более по сравнению с фарисеем (Лук. 18), так и тот, кто мучится от диавола, действительно грешен; тем не менее он праведнее, чем тот, кто угнетает его. Итак, почему нет ни меры, ни веса для того, чтобы определить: если уже праведный подвергается угнетению и порабощению, то порабощался бы он не нечестивым, но тем, кто праведнее его? Я мог бы сказать, что нечто происходит без Тебя, и что нечестивый получает столь великую силу против Твоей воли? но думать так значит богохульствовать. Итак если Ты Управитель и Господь вселенной, то необходимо, чтобы Ты делал так, чтобы без Тебя ничего не могло происходить. Но все это говорится не потому. что сам пророк думает так, как выше он ясно высказался; но потому, что он в своем лице выражает нетерпение человеческое: это подобно тому, как и Апостола мы часто видим усвояющим себе различные человеческие суждения; и, например, вот он говорит: Я же вижу другой закон в членах своих, восстающий против закона ума моего и пленяющий меня чрез закон греха, который есть в членах моих (Римл. 7, 23). И как бы начинающий он говорит: Братие, я не думаю, что я постиг (Флп. 3, 13), ибо мы отчасти познаем и отчасти пророчествуем (1Кор. 13, 9); но затем он является как бы совершенным: Итак насколько мы совершенны, мы постигнем это (1Кор. 13, 10), Но, конечно, говорить, что он познает только отчасти, и в тоже время есть совершенный, не должно быть свойством одного и того же человека. Также и его собственные слова в послании в Коринфянам: Братие, это же я взял в пример в самом себе и Аполлосе ради вас, что бы вы от нас научились (1Кор. 4, 6), ты не должен случайно принимать как бы обычные у Апостола, а только как свойственные человеческому способу доказательства. В противном случае, каким образом Бог может обходиться с людьми, как бы с рыбами морскими, и как бы с пресмыкающимися, которые не имеют вождя, когда ангелы каждого в отдельности человека всегда (quotidie) видят лице Отца, Который есть на небесах (Мф. 18, 10), и когда Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Псал. 33, 8). Следовательно, как в отношении к людям Промысл Божий касается каждого отдельно, так и в отношении к прочим животным мы должны признавать общее распределение, порядок и течение дел. Так, например: Каким образом рождается множество рыб и живет в водах, каким образом пресмыкающиеся и четвероногие происходят на земле и какою питаются пищею? Впрочем, неразумно сводить величество Божие к тому, что Он будто бы в каждый отдельный момент знает, сколько родилось комаров, или столько их погибло, или каково количество клопов, блох и мошек на земле, сколько рыб рождается в воде, и которые из меньших рыб должны стать добычею рыб бо́льших. Не будем столь уродливыми чтителями Бога, чтобы низводить могущество Его на столь низкую степень, и быть несправедливыми в себе самим, утверждая, что Промысл относительно разумных совершенно тот же, как и о неразумных. Посему известная апокрифическая книга, в которой говорится, что ангел по имени Тир поставлен охранять пресмыкающихся и что подобным же образом для стражи, или охранения поставлены нарочито особые ангелы для рыб и дерев, как и для всех зверей.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-14 Тогда пременит дух и прейдет и помолится. Сия крепость Богу моему. Неси ли ты искони, Господи Боже, святый мой? и не умрем. Господи, на суд учинил еси его, и созда мя обличати наказание его. Чисто око еже не видети зла и взирати на труды болезненныя. Вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши, егда пожирает нечестивый праведнаго? И сотвориши человеки яко рыбы морския и яко гады не имущыя старейшины

Что народ израильский не совсем погибнет и не будет презрен во век, но настанет для них время благополучия и избавление от тяжкого бедствия после возвращения их в родную страну и после свержения ими ига рабства – об этом дает разуметь, говоря, что в Господе всяческих совершится перемена духа, то есть, перемена намерений и определений. Не то хотим сказать, что Он осудит уже свершившееся над нами Свое определение, как не вполне справедливое; но именно то, что Он, потребовав с них достаточное удовлетворение и соответственно их грехам подвергнув их наказанию, преклонится на милость, оставит Свой гнев и будет милостив к пострадавшим. Это, думаю, и означает слово: «помолится».

Когда Бог возвестил, что помилует их и предсказал перемену скорбного их положения на лучшее; то пророк от чрезмерной радости как бы скачет, говоря, что никому иному невозможно возвратить Израиля, освободить его от уз и рабства и помиловать сокрушенного, кроме Тебя, единого Бога, могущего соделать все беспрепятственно, уравнивающего неравности, как бы расстилающего долу высоты и крутизны, Который может исполнить все, что бы ни сказано было всяким святым, и ни в чем не изнеможет. Потом пророк говорит: «неси ли ты искони, Господи Боже, святый мой? и не умрем». Если, говорит, Израиль и был обольщен и введен в заблуждение и в странные идолослужения, то все же Ты, Боже всяческих, как святой, миловал согрешающих и сохранял, и не допускал Израиля до совершенной погибели. Итак, недалеко надежда, что если ты сжалишься и повелишь, то он будет спасен и бедствия исчезнут. И святые, зная о спасении Израиля в последние времена, радовались, совершали молитвы и возносили благодарственные гласы и песни. Посему и блаженный Давид, духом предузнав будущее милосердие к ним и как бы видя их избавленными от уз плена, воспевает и говорит: «благоволил еси Господи землю твою» и далее (Пс. 84).

Опять речь пророка. Но о чем он говорит в словах: на суд учинен от Бога, – весьма не ясно. Поэтому нам необходимо тщательно вникнуть в смысл сказанного и изъяснить его. Если говорится о царе вавилонском, что он на суд поставлен от Бога, то мы утверждаем, что он поставлен исполнить определенный свыше суд над израильтянами, то есть опустошение, пленение, сожжение городов, словом, разорение Иудеи. Если же это не так, и мы смысл этого места будем относить к лицу Израиля, то опять мы скажем, что и он на суд поставлен от Бога. Под судом же разумеем осуждение. Посему и Господь наш Иисус Христос негде сказал об иудеях: «на суд аз в мире сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут» (Ин. 9:39). Итак, Израиль осужден за то, что поступал неправо, пренебрегал законами и безмерно оскорбил Господа всяческих. Меня же, то есть пророка, говорит, «созда» или сделал и уготовал «обличати наказание», которое определил для них; ибо война была для Израиля наказанием и бичом, и случившееся с ними было средством наказания их, а не просто делом вавилонян. Если же, говорит, кто-либо спросит и скажет: почему вавилонянин избирается орудием наказания, а Израиль приговорен на осуждение и страдание? – вопрошающий так пусть выслушает ответ. Поскольку око Господа чисто и Он не может быть зрителем нечистых и беззаконных дел, и не может взирать на страдания слабейших, проистекающие от неправд и притеснения их, то Он отвращает око Свое от приобретших привычку так поступать. Когда же это будет, то всенепременно случатся бедствия и навлекший на себя Божие отвращение подвергнется крайним страданиям. Зная это, божественный Давид умолил: «не отврати лица твоего от мене, и не уклонися гневом от раба твоего» (Пс. 26:9); а отвращение Божие непременно сопровождается последствиями гнева (божественного).

Возвестив, что око Божества чисто и не может видеть совершающих лукавое, и взирать благосклонно на тех, которые решаются притеснять слабейших и причинять им страдания, пророк вслед за этим как бы увлекается такими размышлениями. Неисчислимые бедствия и весьма тяжкие страдания причинило народу иудейскому жесточайшее войско вавилонян, которые излишество своей необузданности простирали до такой степени силы и крайности, что не остановились даже пред самыми священными местами и сожгли в Иерусалиме священный храм, и вместе с простым народом уводили в плен и священнослужителей при божественных жертвенниках и оскверняли святое, по написанному. Возвратившись же домой, они проводили веселую жизнь, пользуясь награбленным богатством, не подвергаясь наказанию за нечестивые свои дела, не боясь врагов и не страшась войны; напротив, сами они восставали против всех и без труда покоряли кого хотели и наслаждались большим благополучием, величались бедствиями погибших, – неумеренность в гневе, необузданность в угнетении и преобладание над всеми поставляли себе в особую честь. Посему пророк, видя их бесчувственное превозношение, пришел в изумление и касается самых божественных судов, и пытается понять и уразуметь никому не доступное и никакому уму непостижимое. Он старается понять, какой смысл заключается в столь великом долготерпении всемогущего Бога, что Он снисходительным и кротким взором смотрит на привыкших ко всему относится презрительно и проводящих нечестивую жизнь, и молчит, и бездействует, когда нечестивый человек как бы пожирает благочестивого и праведного. А так как, говорит, наказание не тотчас постигает грешников, напротив, гнев (Божий) на них отклоняется, то жители земли дошли до того, что стали нападать друг на друга и подобно рыбам пожирать слабейших, и проглатывать друг друга невоздержной и ненасытной пастью, – они проводят такую грубую и необщительную жизнь, как жизнь пресмыкающихся в горах, и немногим отличаются от тех, которые вследствие большой дикости и чрезвычайной свирепости неукротимы и не подражают свойствам других животных, пасущихся толпами и под предводительством одного вожака стада и являющихся как бы войском, управляемым военачальником. А вавилоняне были необщительны и недоступны другим, жестоки, исполнены яда и погибели, и жадно пожирали слабейших.

Не невероятно, что слова пророка, по-видимому, направлены против дьявола и находящихся с ним лукавых сил. Эти поистине презрители, всецело отвергающие страх божественный, весьма нечисты и доходят до крайней жестокости, между тем как Бог весьма долготерпелив.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.13-14 Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?

     Представленное в начале пророчества недоумение (Авв.1:2-3) Пророк предложил по причи­не беззаконно поступающих в Иерусалиме, предсказав же, какое наказание потерпят они в на­шествие Халдеев, и, зная, что и о сем родится у многих вопрос: почему Бог согрешивших во многом предал людям более лукавым?
     Пророк предлагает сказанное им теперь не по­тому, что сам он пытливо изведывает Божественный Промысел (возможно ли сие сказавшему о себе, что создан на обличение других?); но по­тому, что изображает помыслы вдающихся в таковые исследования; и говорит: знаю, что гну­шаешься всяким пороком; потому что Ты – источник правды; но желаю дознать, почему по­пускаешь, что благоуспешны высокомерные и страждущие бесчувственностью, и оставляешь без внимания, что от злочестивых терпят обиды не столько злочестивые. Ибо праведным назвал здесь Пророк не того, кто во всем праведен, но кто сравнительно праведнее делающего неправ­ду. Так перевели Акила, Симмах и Феодотион: умалчиваешь, когда пожирает нечестивый того, кто правдивее его.
     Если продолжится сие, род человеческий ничем не будет отличаться от бессловесных, живущих в водах, у которых нет ни законодателей, ни судей, и слабейшие пред­оставлены в пищу сильнейшим. Им подобен и этот, во зло употребляющий владычество свое, разумеет же царя вавилонского (Авв.1:15-17).

Толкование на пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-17 Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его. Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и от того радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?

Впечатление ответа на пророка, новые недоумения, новые сетования и новые вопросы его Богу

По получении странного ответа Божия (ст. 5-11), в не постигающем судеб Божиих, хотя и глубоковерующем духе пророка, невольно возникает новое недоумение, почему Бог решил наказать иудеев именно через Халдеев, большая преступность которых сравнительно с первым открывается уже из первого Божественного отчета? Как согласить пагубное дело руки нечестивых с Божественным избранием, Израиля, с святостью, милосердием и Правосудием Божиим? В чувстве этого недоумения пророк еще раз с дерзновением веры вопрошает Бога: до какого предела будет простираться господство нечестивых язычников над богоизбранным народом (ст. 12-17), как ранее спрашивал о преобладании нечестивых над праведниками в собственном народе (ст. 2-4).

Основанием нового дерзновенного обращения пророка к Богу служат особенные, благодатные отношения Бога-Иеговы к Израилю, начавшиеся давно - при Синайском Завете (Исх XIX:4-6), а также истинное понятие о Боге и Его свойствах, данное в ветхозаветном откровении и в высшей степени присуще пророкам. Высочайшие, бесконечные совершенства Бога служат для теократического общества вернейшим залогом и ручательством его спасения силою и милостью Божией. Истинный Бог Израиля существует «искони» евр. миккедем, греч. ἀπ' ἀρχη̃ς, Vulg. a principio, - это свойство Его ведомо Израилю с первого момента его существования (ср. Пс LXXIII:12), но оно присуще Ему всегда, как Богу вечному (Втор XXXII:27). Он, далее, есть Иегова - существо самобытное и во всех словах и делах Себе равное, верное и неизменное (Исх III:14; VI:2; 1Кор I:9), «превысший всего сущего» (блаж. Феодорит, с. 25). В живейшем чувстве и сознании своей принадлежности к Богоизбранному народу, которому изречена страшная угроза Божия, пророк называет Иегову Богом своим, Святым своим, разумея себя, конечно, не в индивидуальном смысле, - против чего говорил бы непосредственно следующий глагол множ. ч. «мы не умрем», - а как представитель целого народа, от имени которого, как народа завета, он и взывает к Богу завета: «Разве не Ты, Господи Боже мой, Святый мой, - и это говорится с чувством кротости, смирения и раскаяния, - не Ты, который сотворил нас от начала и милосердием которого мы до сего времени держимся» (блаж. Иероним, с. 144). Но главною опорою надежды пророка (а в лице его всего народа Божия) является свойство святости Божией: «Святый мой», т. е. Святый Израилев - выражение встречающееся особенно часто у пророка Исаии (Ис I:4; XXX:11; XLIII:3, 14; XLIX:7 и др. ). Святость Божия означает не только неприступность, бесконечную возвышенность Бога над всем земным (1Цар VI:20) и ужас, благоговение внушаемые Им людям (Пс ХCVIII:3, 5, 9; СХ:9), равным образом и то, что имя Его не может безнаказанно подвергаться бесславию (Иез ХХХIX:7) и Он не терпит греха и любит только правду (Ис V:16), но и вообще высочайшее совершенство Божие (Ис VI:3), частнее же беспредельную благость, любовь и милость Божию (1Цар II:2; Ис LVII:15; Ос XI:15; Ос XI:9; Исх XXI:4). Святость Божия - смертельный ужас для грешника, но для верующего, для праведника она - основание надежды «на святое имя» Божие (Пс XXXII:21), надежды на жизнь от Бога, - потому пророк за себя и всех верующих в своем народе (ср. II:4) уверенно взывает: - «мы не умрем!» не может быть мы - народ Святого и Живого Бога - совершенно погибли, и слово Божиих обетований не совершилось о нас ради алчности врагов, «мы не умрем!». Многие древние и новые толкователи в этом «ло намут» видели один из примеров так называемых «пиккуним-соферим», корректур книжников; предполагали, что первоначальное чтение было: ло тамут - Ты не умрешь, а затем это выражение, представлявшееся соблазнительным, было заменено стоящим в тексте (см. A. Geiger. Urschritt u. Uebersetzungen der Bibelfn ihrer Abhfngigkeit, V, d. inner Entwicklung der Sudenthums. Breslau 1857:, s. 309). Однако догадка эта ничем не подтверждается; напротив, древние переводы читали, очевидно, намут, так у LXX стоит οὐ μὴ ἀποθάνωμεν.

Во второй половине ст. 12-го пророк развивает ту же уверенность с положительной стороны: подобно другим боговдохновенным людям своего народа (ср. напр. Пс СХVII:18; Иep XLVI:28), он высказывает убеждение, что тяжкое бедствие халдейского порабощения будет лишь временно, преследуя цель исправления, вразумление Израиля, а не его гибель. Эту надежду он здесь связывает с именем Бога - Цур, скала, твердыня, понятием, образно обозначающим то же, что прямо выражается в имени Иегова (ср. Втор XXXII:4, 37; 2Цар II:2; Пс XVII:32; Исх XXVI:4). Начиная с ст. 13, пророк от взгляда на народ избранный (ст. 12) обращается к народу нечестивому - орудию гнева Иегова и этим путем еще более утверждается в своей дерзновенной молитве к Судящему праведно народы и племена земли (Пс LXV:5). И прежде всего останавливаясь еще на упомянутом ранее (ст. 12) свойстве святости Божией, пророк утверждает (подобно псалмопевцу. Пс V:5-6), что все нравственно нечистое недостойно зрения светлейших очей Святейшего Бога (ср. Ис VII:8), и отсюда (как выше ст. 3) делает заключение, что Бог не может равнодушно смотреть на крайнее угнетение (пожирание, евр. бала в II) нечестивцем Иудеев, которые, при всей повинности своей пред правдою Божиею, все же праведнее своих поработителей. «Это не то значит, что угнетаемый праведен вполне, а только то, что он праведнее своего угнетателя» (блаж. Иероним); «подобно тому, как Содом и Гоморра кажутся праведными по сравнению с Иерусалимом (ср. Мф XI:24), и как мытарь в Евангелии оправдан более по сравнению с фарисеем (Лк XVIII:10-14), так и здесь мучимый действительно грешен; однако он праведнее, чем тот, который угнетает его» (он же, с. 149). Это пророческое (а вместе и всего народа) недоумение раскрывается и далее, до конца главы (ст. 14-17). В ст. 14-15 понятие полной беззащитности народов вообще и Израиля в частности пред хищничеством Халдеев выражено в образном сравнении жертв их хищничества с рыбой, живущей как бы в анархии, и потому легко уловляемой (ср. Ам IV:2). Если в этих двух стихах образно выражена мысль, прямо высказанная отчасти уже выше в ст. 10, то стих 16-й представляет подобное образное выражение мысли о самообоготворении Халдеев, высказанной ранее в ст. 11; о том, чтобы халдеи-вавилоняне фактически приносили жертвы орудиям войны (как подобное известно, напр., о Скифах в Сарматах, из сообщений Геродота, Histor. IV, 59, 62, и Климента Александр., Protrept. 64), ничего не известно из истории. Блаж. Феодорит в пояснение ст. 16 говорит «впадши в страсть высокомерия, причиной совершаемого (враг - халдеи) почитает одну собственную свою силу, и повелевает воздавать ей Божеское чествование. Яснее открыл нам это Божественный Даниил, сказав, что царь вавилонский соорудил золотой истукан, и все множество подданных принуждал поклоняться ему» (с. 23). Ст. 17: представляет резюмирующее предыдущие вопросы недоумения пророка заключение: «ужели не будет конца избиению народов?»

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Cт. 13-17 Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и  безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады? 

Твои слишком ведь чисты очи для того, чтобы ими спокойно взирать, терпеливо выносить «злодеяния», нравственно нечистое, «и Ты», ведь, конечно, «не можешь» равнодушно смотреть «на притеснение», которое злой человек готовит людям. А если все это так, то зачем же молит пророк Бога о том, чтобы Он, определивший наказать Свой народ, по возможности сократил время этого наказания, которое в пророческом созерцании является как бы уже совершающимся во всей своей силе, «Ты» доселе хладнокровно «смотришь на злодеев», зачем так долго не наказываешь их, – этих вероломных грабителей и опустошителей (ср. Ис.21:2, 24:16), «безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его», губит праведного Израиля, обреченного терпеть страдания наравне с Израилем нечестивым? Ты как будто бы перестал быть царем защитником Израиля: 
«Ты оставляешь людей» на произвол врагов, «как рыбу в море,как пресмыкающихся» в воде, «у которых нет властителя», который бы мог взять их под свое покровительство и защитить от врага. Враг же вследствие этого распоряжается, ничем не стесняясь, он употребляет все военные средства, чтобы как можно удобнее и больше поймать их и затем погубить их. Как рыболов, «всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои». И оттого, что все его предприятия в ловле людей ему хорошо удаются, он радуется и веселится, и этим военным средствам, которые доставляют ему во владение целые народы и царства со всеми их сокровищами, и земли со всеми их богатствами, он воздает почести, приличествующие только одному Богу, он боготворит себя, свою силу и свое дело: «За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его». Но потому, что он радуется о своей добыче и приносит жертвы своей силе, должен ли он с уверенностью в противном, вопрошает пророк Бога, «опорожнять свою сеть» затем, чтобы потом снова забрасывать ее для новой ловли и таким образом «непрестанно», более и более «избивать народы без пощады?» 

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible