Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И предаде́ вся́, ели́ка бы́ша ему́, въ ру́ки Ио́сифовы: и не вѣ́дяше от су́щихъ у себе́ ничто́же, кромѣ́ хлѣ́ба, его́же ядя́ше са́мъ: и бя́ше Ио́сифъ до́бръ о́бразомъ и красе́нъ взо́ромъ зѣло́.
Святые отцы
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем
Зачем мне добавлять про относящиеся к частному дому распоряжения раба, который затем управлял царством? Гораздо важнее, что прежде он управлял самим собой. И хотя Иосиф был красив станом и весьма красив лицом, однако он не направил красоту своего лица к чужому беззаконию, но сохранил ее для своей благодати, посчитав, что будет еще прекраснее, если докажет свою большую привлекательность не потерей чистоты, а украшением целомудрия. Настоящая красота не привлекает чужих глаз и не уязвляет слабые души, но получает одобрение всех, никого не обманывая, но стяжая себе похвалу.
Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем
Святой Иосиф, о котором Ваша милость слышала в этом слове, был прекрасен телом, но еще прекраснее он был духом, поскольку телом он был непорочен и духом целомудрен. В нем сияла прелесть его тела, но еще более сияла в нем красота его души. И хотя у многих красота тела обыкновенно препятствует спасению, но святому мужу она не могла причинить вреда, поскольку красотой тела управляло великолепие души. Таким образом, душа должна господствовать над плотью, а не плоть над душою, поскольку душа - это госпожа тела, тело же - служанка души. Поэтому несчастна та душа, над которой господствует плоть и которая превращается из госпожи в служанку, так как оставляет владычество веры и подчиняется рабству греха. Но душа патриарха Иосифа верно хранила свое владычество, и над ней плоть никак не могла господствовать.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем
Почти господином поставил его над всем своим домом. Итак раб, пленник, имел в своих руках все достояние своего господина. Такова добродетель! Где бы она ни явилась, она везде все побеждает и над всем господствует. Как исчезает тьма при появлении света (солнечного), так удаляется всякое зло, как скоро является добродетель.
Но лютый зверь, диавол, видя, что праведник успевает, и что чрез самые скорбные, по-видимому, обстоятельства делается только более славным, – скрежетал зубами и неистовствовал, и, будучи не в силах видеть праведника день ото дня приобретающим большую славу, роет для него глубокую пропасть, приготовляет стремнину, с которой думает низвергнуть его в совершенную погибель, воздвигает бурю, могущую подвергнуть его страшному кораблекрушению. Вскоре однако он убедился, что идет против рожна и все замышляет только на свою голову. «И бяше Иосиф, – сказано, – добр образом и красен взором». Для чего сказано о красоте телесной? Чтобы мы знали, что он не только имел благообразие душевное, но и телесное. Он был в цвете юности; имел хороший вид и прекрасное лице. А предварительно об этом говорит Божественное Писание для того, чтобы объяснить нам, как плененная красотою юноши египтянка склоняла его к беззаконному общению с нею.
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем
Если мужчина кичится красотой своего тела, если женщина хвалится великолепием своего тела, то пусть они последуют примеру Иосифа и Сусанны (см. Дан. 13). Пусть будут они целомудренны телом и чисты помыслами, и тогда будут красивы не только для людей, но и для Бога.
Проповеди
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем
Кроме хлеба, который ел. Сие, как думает Абен–Езра, не было поручено Иосифу потому, что египтяне с евреями в пище не сообщаются.
Георгий Константинович Властов (†1899)
М. Филарет приводит мнение Абен-Езры, который думал, что фраза эта выражает, что Иосифу не поручалась забота о столе господина своего, потому что египтяне не сообщаются в пище ни с кем из посторонних народов. Все, впрочем, комментаторы читают это место по прямому смыслу нашего перевода, т. е. «он ничего не знал, что у него делается в доме, он требовал только, чтобы его привычки и вкусы были удовлетворены».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем
Видя особенную благоуспешность дел своих с прибытием Иосифа в дом свой, Потифар вверил ему все отправления жизни, кроме (только) хлеба, который он ел. Последнее выражение Раши понимал как эвфемизм для выражения представления о жене Потифара. Другие видят здесь указание на то, что Потифар, как египтянин (Быт. 43:32), гнушался принимать пищу от еврея Иосифа. Может быть, это образное выражение отмечает ленивую беспечность египтянина Потифара. Упоминание в 6 ст. о красоте Иосифа имеет непосредственную связь с речью о злоключениях его, которые явились последствием его привлекательной внешности.