Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 31:11
Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
Святые отцы
Прочие
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я
Ангел Божий. Или Ангел сотворенный, в лице которого глаголал Сам Бог, или, вероятнее, Ангел несотворенный, то есть Сын Божий, Тот самый, Который в сказании о видении лестницы называется Господь, а в благословении Ефрема и Манассии Ангелом Избавителем; ибо и здесь Он называет Себя Богом (Быт. 31:13).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-13 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей
Указав выше на факт, что постепенный переход большей части скота Лавана к Иакову есть дело благословения Божья последнему, дело защиты его от неправды Лавана, Иаков теперь показывает женам, как убедился он в божественном благословении к нему, он говорит о целом ряде сонных видений ему, из которых одни имели место в начале шестилетнего срока службы его, а другие — в конце этого периода.
В первом случае, всякий раз, как Иаков был опечален новой неправдой Лавана, он видел во сне исполнение своего желания; Ангел Божий указывал ему, что имеющие родиться овцы и козы будут тех именно цветов, какие по условию принадлежали Иакову, — Бог, видя несправедливость к нему Лавана, Своей творческой силой ограждал благосостояние Иакова и, предполагается, прощал его не всегда законные действия в борьбе с корыстолюбием Лавана. В ст. 13 говорится уже о недавнем видении Иакова, в котором Ангел Господень, напоминая Иакову о бывшем ему некогда видении в Вефиле и данном им там обете, повелевает ему возвратиться на родину. Перев. LXX (слав. и русск.) добавляет обетование Божия — быть всегда с Иаковом. Всем этим рассказом Иаков имеет в виду убедить жен своих идти с ним в Ханаан.
В благословении Ефрема и Манассии Иаков называет (Быт. 48:15–16) этого Ангела Всевышнего — Ангелом-Избавителем.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой седмицы Великого поста (Быт. 31:3–16). В сей паремии повествуется о приготовлении Иакова к возвращению из Харрана на родину.
Ст. 10-12 И бысть егда зачинаху овцы во чреве приемлюще, и видех очима моима во сне: и се козлы и овны восходяще бяху на овцы и козы, беловатыя и пестрыя и пепеловидныя пестрыя. И рече ми ангел Божий во сне: Иакове! Аз же рех: что есть? И рече: воззри очима твоима, и виждь козлы и овны восходящия на овцы и козы, белыя и пестрыя, и пепеловидныя пестрыя: видех бо, елика тебе Лаван творит
Видение во сне Иаков пересказывает своим женам с целью указать им на особенное участие промысла Божия в том, как он разбогател. Первоначальное условие с Лаваном о вознаграждении Иакова известно. Трудно было Иакову, судя по естественному порядку вещей, надеяться на значительное вознаграждение при таком, мало обещающем, условии; трудно было ему ожидать, что от белого скота будет в пользу его плодиться скот пестрый. И если Лаван, при корыстолюбии своем, с радостью согласился на предложенное самим Иаковом такое условие вознаграждения его, то согласился по уверенности, что не он останется в убытке (Быт. 30:34). Но Иаков надеялся на покровительство Божие, и надежда его была не тщетна. Хотя ему поручен только белый скот, но в видении, которое он имел по заключении договора с Лаваном, его взору представлена картина оплодотворения, которою ему давалось знать, что приплод от белого скота будет такой, какого естественно ожидать от скота пестрого и смешанного цвета. Показаны ли ему при сем те средства, какими он мог достигнуть того, чтобы скот рождался такого цвета, какой назначен ему в награду, неизвестно. Но во всяком случае успех тех искусственных средств, какие действительно употреблены были Иаковом для сей цели, зависел от Бога, Который видением во сне предрек ему умножение награды и обнадежил его в сем. Вот эти средства: во время оплодотворения белого скота, он полагал перед глазами его испестренные прутья, с целью цветом прутьев подействовать на воображение зачинающих животных и чрез воображение на вид зародыша. Полученный таким образом разноцветным приплод Иаков разлучал от белого, так чтобы во время зачатия разноцветный скот, по возможности, был в глазах белого, но не наоборот. Расчет был опять на воображение зачинающих животных. (Быт. 30:37-41). Сам Иаков, как мы видели (Быт. 31:8-9), приписывал свое обогащение особенному покровительству Божию, и это тем более несомненно, что при неоднократном изменении условий награды, Иаков едва ли мог каждый раз придумывать новые искусственные средства к тому, чтобы не только не лишиться условленной награды, но и умножить ее, – о них и не упоминается в повествовании Моисея. – «Видех бо, елика тебе Лаван творит». Господь, обнадежив Иакова, посредством видения, в Своем покровительстве, объявляет, что покровительствует ему по состраданию к нему, ибо видит несправедливость к нему Лавана, который ничем не вознаградил его за четырнадцатилетнюю работу. В видении является беседующим с Иаковом Ангел Божий, но в следующем стихе сей Ангел Сам называет Себя Богом, следственно Он есть Сын Божий, «великого совета Ангел» (Ис. 9:6).