Скрыть
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 23-24 И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

Повествуя о сне Адама и о том, как взято у Адама ребро, создана из него жена и приведена к Адаму, Моисей пишет: И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Се, ныне, - то есть эта, пришедшая ко мне после животных, не такова, как они; те произошли из земли, а она - кость от костей моих, и плоть от плоти моея. Так сказал Адам или пророчественно, или, как замечено нами выше, по сонному видению. И как в тот день все животные получили от Адама наименования свои по родам, так и кость, созданную в жену, назвал он не собственным ее именем - Евой, но именем жены, принадлежащим целому роду. Слова же: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, - сказаны в ознаменование того, что двое сочетавшихся составляют такой же неразрывный союз, какой был вначале.

Толкование на Книгу Бытия.

См. также Толкование на Быт. 2:21

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Если брак Адама и Евы есть великое таинство во Христе и Церкви, то как Ева была костью от костей и плотью от плоти мужа своего, так и мы, несомненно, суть члены тела Христова, кость от костей и плоть от плоти Его.

Послания


Доброжелательство, появившись между лицами, принадлежащими к семейству, (от них), т. е. от детей, родителей, братьев, чрез посредство брачных уз, перешло (затем) в государственныя отношения (ambitum civitatum), и, выйдя из рая, наполнила (весь) мир. И Бог, вселяя в мужа и жену (взаимную) любовь (benevolentem affectum), сказал: «И станут одною плотью» и одним духом. Поэтому то Ева и доверилась змию: зная только о доброжелательстве, она и не помышляла, чтобы могло быть (еще и) зложелательство.

Об обязанностях священнослужителей. Книга I

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Откуда, скажи мне, пришло ему на ум сказать это? Откуда узнал он будущее, и – то, что род человеческий размножится? Откуда известно ему стало, что будет совокупление между мужем и женой? Ведь оно произошло после падения; а до того люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотию, не распалялись и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии одеждою: «беста бо, – сказано, – оба нага, и не стыдястася». Доколе не привзошел грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди привзошел и стыд, и сознание наготы. Так откуда же, скажи мне, пришло ему на мысль говорить это? Не явно ли, что он, будучи прежде преслушания причастен пророческой благодати, видел все это духовными очами? Изъясняюсь теперь об этом не без цели, но для того, чтобы вы и отсюда могли познать преизбыточествующую любовь, которую явил Бог человеку, даровав ему в самом начале жизнь ангельскую и излив на него бесчисленные благодеяния, а сверх всего другого, удостоив его и дара пророческого; и чтобы вы, увидя беспечность человека после стольких благодеяний, не слагали уже вины на Бога, но во всем винили бы самого человека. Он сам для себя был причиною всех зол, как вы после и узнаете, то есть, и лишения столь многих благ, и того осуждения, которому подвергся за преслушание.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 15


Не сказал просто: «соединится», но «прилепится», означая этим самое тесное единение: «и будет два в плоть едину».

Восемь слов на Книгу Бытия. Слово 6

Августин Аврелий, блж. (†430)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

По моему разумению, сказанное вдобавок: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть, имеет тот исторический смысл, что так и происходит во всем роде человеческом. Но здесь заключено и пророчество, о котором вспоминает апостол, говоря: Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31-32).

О Книге Бытия против манихеев.

См. также Толкование на Быт. 2:21

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 21-24 И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

Для сотворения жены Бог навел иступление на Адама. Он уснул. Во время этого необыкновенного сна Господь взял одно из ребр его, и, сотворив жену из ребра, привел ее к Адаму. Несмотря на то, что взятие ребра совершилось во время странного сна и иступления, Адам немедленно узнал, по внушению обитавшего в нем Святаго Духа, происхождение жены своей. Се ныне, — сказал он, — кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (Быт. 2, 21-24). В этих словах Адама произнесен закон от лица Божия для супружеской жизни человеков, как засвидетельствовал Сам Богочеловек. Во взятии жены от мужа видим образец бесстрастного размножения рода человеческого до его падения. Взята жена из ребра Адамова: в это время Адам не подвергся никакому ощущению, нарушающему непорочность; напротив того, он находился в иступлении, которое наведено было на него Богом. В такое состояние приходят только благодатные человеки. Мы не видим образца, по которому могли бы объяснить размножение рода человеческого до его падения от мужа и жены, размножения, назначенного прежде падения; но наверно утверждаем, что это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного, долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как неоткрытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ. Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). Зачатия в беззакониях и рождения во грехах не может быть установителем Бог.

Слово о человеке

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

Слова сии можно принимать или от лица Адама, предсказывающего естественное следствие сотворения жены, или от лица Моисея, показывающего начало супружества. Но Иисус Христос приписывает оные Богу (Мф. 19:5). Сие довольно показывает их важность, чрез кого бы ни были они произнесены. Свойство супружеского союза объясняется сравнением его с естественным союзом между родителями и детьми и показывается, что первый неразрывнее последнего. Впрочем, оставление отца и матери и прилепление к жене относится к общежитию, но не простирается на любовь и благодарность детей к родителям. Отлучение от отца и матери приписывается мужу потому, что муж, а не жена, основывает дом и семейство, отдельное от родительского. Тесный союз супружества выражается еще с большею силою наименованием одной плоти. Точный разум сего первоначального и всеобщего закона о супружестве таков, что им исключается многоженство и своевольное расторжение брака, но не девство и целомудрие.

…В супружестве сотворенная жена сочетается с мужем в такой союз, по которому оба составляют плоть одну; искупленные Иисусом Христом и верующие в Него также суть члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Еф. 5:30).

Толкование на Книгу Бытия

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О браке христианском
 

Хлысты говорят: «брак запрещен еще в Раю, когда запрещено было – есть плоды от древа познания добра и зла, что (т.е., есть) означало брачное сожитие».

Православный ответ: Заповедь о невкушении от древа познания добра и зла, дана еще до сотворения жены (Быт.2:7-25).

Оружие правды

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Мы слышим из закона: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Это великое и тайное пророчество. Кто покидает своего отца и матерь, когда берет себе жену? Вот каково значение этих слов: человек в своем изначальном состоянии любил и почитал Бога, своего Отца, и Святого Духа, свою Матерь. Он не знал никакой другой любви. Для того чтобы взять жену, человек покидает своих Мать и Отца, о которых сказано выше. И этим ум его обращен к миру. Его душа и разум отпадают от Бога и влекутся в этот мир, которым он восхищается и которым утешается, как женою юности своей (Притч 5:18). Любовь к жене отлична от любви к отцу и матери. Писание добавляет: и будут одна плоть. Это правда, что некоторые люди становятся одной плотью и душою с их женами, и их умы и мысли отдаляются от отцов и матерей. Так что тот, кто никогда не вступает в брак и остается один, имеет один дух и ум со своим Отцом.

Тахвиты

Квотвультдей Карфагенский (†454)

Ст. 21-24 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Апостол Павел свидетельствует, что свершившееся имеет и прямой, и образный смысл. Толкуя это место в Послании к Ефесянам, он говорит: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:32). Итак, великая тайна в том, на что надеялся, получив обетование, Адам: он видит, что супруга, в которую он верил, соединилась с ним; и тем самым он дает нам знамение, что через веру Церковь станет матерью живых. Ибо как жену свою Адам назвал матерью всех живущих (Быт 3:20) по той причине, что Ева была создана из ребра спящего Адама, так он предвидел, что из ребра распятого Христа будет создана Церковь - подлинная мать всех живых. Поистине Церковь есть та жена, которая летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени (Откр 12:14).

Книга обетований и предсказаний Бога

Георгий Константинович Властов (†1899)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

Это слова не Адама, а Бога (Мф. 19:5). В законе этом, который так естественно, так тактично объясняет супружескую жизнь, который мы выполняем, сами не сознавая того, лежит основание нашей христианской семейной жизни: в нём осуждение многожёнства и произвольного расторжения брака, в нём возвышение женщины-христианки над самкой-язычницей, в нём, наконец, равенство существ, сочетающихся любовию, и соединение их перед лицом Бога в одну плоть.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Потому оставит человек отца своего и мать свою

Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев (Исх. 21:1-11; Втор. 21:11-17, 24:1-5) и автору книги Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа (Мф. 19:5) – самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой - провозглашает два основных его закона – единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф. 19:4-5; Мал. 2:14-15; 1Кор. 6:16; Еф. 5:31 и др.).

и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть

Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор. 10:20; 3Цар. 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф. 5:30-31; Иоанн Златоуст, Августин и др.).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

«Сего ради», т. е. вследствие того, что «жена от мужа взята бысть», союз между ними теснее, чем между родите­лями и детьми. Отца с матерью без греха может, иногда должен, оставлять сын, когда вступит в брак, – как глава отдельного семейства; но бросить жену или променять ее на другую, по произволу, муж не может без греха. Союз между ними, однажды заключенный, неразрывен, Муж «прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», т. е. общение между ними должно быть так тесно, как бы они были одним человеком, одним лицом. Посему и сказано у Апостола: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). И это не есть только обычай или закон человеческий, это есть установление Божие. Слова: «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», – слова сии, по свидетельству Иисуса Христа, изрек сам Творец (Мф. 19:4-5), чрез Адама, или чрез Моисея – все равно; сам Творец установил неразрыв­ные отношения между мужем и женой; и потому развод кроме случаев, означенных в законе, есть беззаконие, про­тивление воле Божией: «еже Бог сочета, человек да не раз­лучает», сказал Иисус Христос (Мф. 19:6). Равно и многоженство противно этому закону Божию, ибо к многоженству непри­менимы ясные слова: «будут два», именно двое, а не несколь­ко лиц, «одною плотию».

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible