Скрыть
сы́не человѣ́чь, сѐ, бы́ша мнѣ̀ до́мъ і҆и҃левъ смѣ́шани всѝ съ мѣ́дїю и҆ желѣ́зомъ, и҆ со ѻ҆́ловомъ чи́стымъ и҆ со свинце́мъ, средѣ̀ пе́щи сребро̀ смѣ́шено сꙋ́ть.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-22 И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра. Посему так говорит Господь Бог: так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить; так Я во гневе Моем и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас

Еврейское слово sig Симмах перевел изгарь, Акила в первом издании στέμφυλον и γίγαρτον, – то и другое означает виноградные выжимки. Во втором его переводе и у Семидесяти переведено смешение. Затем изгарь означает нечистые отброски при очистке (sordes et рurgamentum) металлов, так что соответственно близкому пленению или, вернее, угрожающему разрушению города употребляетcя огонь, чтобы, – [говоря] под образом плавления, – осталось чистое серебро, которое сделалось нечистым от смешения с медью, оловом, железом и свинцом, из коих три: медь, олово и свинец состоят из расплавляемого вещества и разлагаются от огня. Железо же размягчается и утончается посредством наковальни и молота и принимает различные формы по желанию мастера. Итак, как серебро, сделавшееся нечистым от вышеназванных металлов, бросается в горнило, чтобы, по устранении нечистых отбросков (sordes) и посторонних веществ, оно было чистым: так, говорит, Я соберу вас среди Иерусалима и окружу осадою вавилонскою, чтобы зажечь среди вас огонь для расплавления. А что там делает чрезвычайный жар пламени, здесь это сделает голод и мор, и когда Я зажгу вас огнем ярости, то успокоюсь и горесть от пренебрежения [ко Мне] ограничу мщением чрез наказание вас. Сделаю же Я все это для того, чтобы, по излиянии гнева Моего на вас, окончание вашего наказания послужило к познанию Меня и чтобы вы узнали, что Я – Господь, судия всех и воздаятель. А что Он называется расплавляющим, относительно этого мы читаем и во многих других местах, но в особенности у Малахии и Исаии, из которых один говорит: вот Господь выходит, как огонь расплавляющего и как трава (слав. мыло) перущих, и сядет разваряя, яко сребро и яко злато, и прелиет сыны Левиины (Малах. 3, 2–3); другой: и отмыет Господь скверны сынов и дщерей Сионских, и кровь очистит от среды их духом суда и духом жжения (Исаии 4, 4). Думаю, что это означают и слова Псалмов: искуси мя, Господи, и испытай мя, после чего прибавляется: разжзи утробы моя и сердце мое (23, 2). Что мы относили к Иерусалиму, это можем относить к состоянию душ, которые создал Бог чистыми: золото они восприняли в уме и мудрости, а серебро в разговорной и красноречивой речи, чтобы воспринятое умом излагать словами. О серебре мы читаем: словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищенно седмирицею (Пс. 11, 7). Подобным образом о золоте и серебре говорится в шестьдесят седьмом псалме, в котором написано: аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ее в блещании злата (ст. 14). Ибо вся слава дщере царевы внутрь (Пс. 44, 14), которая говорит в Песни Песней: введе мя Царь в ложницу свою (1, 3). Кто спал и почивал между двумя Заветами, тот тотчас получает посребренные крылья голубицы и будет сиять блеском золота в сокровищнице сердца. В этом смысле, как я полагаю, должно быть понимаемо и то, что для грешников и для заслуживших гнев Божий будет небо медное, земля железная, и в особенности земля египетская, из которой Господь вызодит Израиля, как из железной печи. Также по Захарии (гл. 5) нечестие сидит на таланте свинцовом. И в песни Исхода говорится: погрязоша яко олово в воде зеленей (13, 10). Ибо они были подавляемы тяжелым бременем грехов и могли говорить: яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37, 3). И как подделка из меди имеет вид золота, так олово похоже на серебро, которое [человек] простой и неопытный не легко отличает. И часто случается, что примесь еретического нечестия в золоту и серебру отделяется огнем Духа Святого и судом Господа, и остается чистое золото и серебро, о котором пророк говорит: „Я дал им серебро и золото, а они сделали из них Ваала“ (Осии 2, 8). С этим сходно [и следующее]: изведе я с сребром и златом, и не бе в коленах их боляй (Пс. 104, 37). Концом же всех наказаний будет познание того, что Он – Господь. О камне оловянном или куске олова читаем мы и у Захарии (гл. 4); что он означает, это мы объяснили в своем месте.

Толкование на пророка Иезекииля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 22:17-18: И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они – олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра.

Народ сей, говорит Бог Пророку, уподобился нечистому серебру, в котором большая примесь меди, железа, олова и свинца. Сие сказал Бог и устами Пророка Иеремии: «отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их» (Иер. 6, 30). А исчисленными выше веществами изобразил все возможные виды зла. И сие опять можно дознать от Пророка Иеремии, потому что он, обвиняя в сем иудеев, сказал: «раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились» (Иер. 6, 29). Почему и присовокупил: «отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их». Мехом же назвал он Божию действенность, а огнем – то вразумляющее и очистительное слово, то действительное наказание; но тем и другим действует божественная сила. А также «плавильщиком» наименовал пророческое учение, и свинцом – наказание, потому что свинец влагается в расплавляемое серебро, чтобы уничтожить находящуюся в нем подмесь, и наказание налагается на достойных, чтобы соделались они чистыми от греха. И здесь угрожает Бог, что сделает это.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-22 И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра. Посему так говорит Господь Бог: так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить; так Я во гневе Моем и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас

Предстоящую осаду Иерусалима, в который сбегутся жители окрестных городов, пророк сравнивает с плавкою в печи неочищенного серебра (“изгарь серебра” - слав. “сребро смешено”), в куске которого гораздо более, чем серебра (в знак чего оно в ст. 18 поставлено на последнем месте и только в 20-м на первом) неблагородных примесей: меди, железа, свинца и олова (слав. для отличия от свинца: “олово чистое”; у LXX: κασσίτερος и μόλιβος). Сравнение это, при котором Иезекиилю несомненно предносилось Ис I:22, а м. б. и Иер VI:27 (ср. Зах XIII:9; Мал III:3), имеет в основании мысль не столько об очищении Израиля, сколько о каре его (хотя несомненно серебро - благочестивые, но ничего не сказано об отделении серебра через плавку, а только о самом плавлении, “так я во гневе Моем в ярости Моей соберу и положу (Вульг.: requiescam) и расплавлю вас”). Замечательно, что для Иезекииля Израиль как бы сводится к Иерусалиму: ст. 19. Когда наступит то, что предсказывает пророк, тогда иудеи узнают, что имели против себя Бога, Которого они считали другом; ст. 22, ср. V:13.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible