Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей
Если кто желает видеть этот образ Божий, тот должен любить Бога, чтобы быть любимым Богом и быть уже не слугой, но другом, который исполняет волю Божию, чтобы суметь войти в то облако, в котором – Бог.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей
Видишь вред от невоздержания? Посмотри теперь на благотворные действия поста. Проведя сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали Закона. Когда же, сойдя с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, считая невозможным, чтобы пьянствующий и поступающий беззаконно народ получил заповеди Господа.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Таинство Святейшей Евхаристии имеет много прообразов в Ветхом Завете.
ВО-ПЕРВЫХ: Хлеб и вино Мелхиседека (Быт.14).
ВО-ВТОРЫХ: Овца, или Агнец пасхальный (Исх.12).
В-ТРЕТЬИХ: Манна (Исх.16).
В-ЧЕТВЕРТЫХ: Кровь Завета и Ветхозаветные жертвы, тельцы, волы, овцы, козлы, птицы (Исх.24).
В-ПЯТЫХ: Предложение хлебов (Исх.25).
В-ШЕСТЫХ: Камень, источающий воду (Исх.17).
Эти и другие подобные им образы были прообразами Таинства Святой Евхаристии, то есть Тела и Крови, по общему толкованию святых Отцов. Этими прообразованиями Господь Бог хотел предызобразить Таинство Евхаристии, чтобы люди, созерцая истину в образах, лучше поверили этому непостижимому Таинству.
Так, например, некий царь, желая представить своим подданным своего сына в качестве царя, посылает им образ своего сына, чтобы, глядя на образ, они стали надеяться на появление будущего царя и лучше его восприняли. Это согласуется с нашим доказательством.
В Ветхом Завете Евхаристию предваряли различные образы, раскрывающие ее Таинство. Ибо Евхаристия не только образ Тела и Крови Христовых, но и содержит в себе истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо образ есть образ истины, а не образ образа. Поэтому и Ветхозаветные образы Евхаристии были образами истинных Тела и Крови Христовых, а не образных. Так, Ветхозаветные Патриархи Моисей, Исаак, Иосиф были образами истинного Мессии Христа, а не образами образа.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 18 В продолжения этих сорока дней и сорока ночей, как подробнее говорится во Втор. 9:9, Моисей «не ел хлеба и не пил воды», поддержанный особою силою Божиею, и когда после разбития первых скрижалей Моисей вторично взошел на гору, и вторично оставался в присутствии Божием сорок дней и сорок ночей, он опять пробыл это время без пищи и пития (Исх. 34:28). Но когда он второй раз сошел с горы, лицо его сияло, так что он полагал покрывало на лицо свое, дабы старейшины и народ могли приступить к нему. Уже при жизни близость в источнику всякого света и премудрости настолько просветлила плоть его, что она казалась лучезарною. Кук, в Англ. Комм. Библии, замечает, что и пророк Илия шел без пищи сорок дней и сорок ночей до горы Божией Синая, и удостоился, как Моисей, видения (3Цар. 19:3-12). И именно эти два мужа, из коих один был представителем закона, другой – Пророков, и оба постившиеся по сорока дней и удостоившиеся откровения на горе Синае, являются беседующими с Господом Иисусом Христом, на горе Фаворе, во время Преображения Господня.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-18 И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей
Законодательство продолжается при той же, что и ранее, обстановке (19:18).