Скрыть
и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

Святые отцы

Прочие

Феодот Анкирский, свт. (†303)

и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других

Каким образом свет в Египте стал мраком, не потеряв свойства своего, но оставаясь тем, чем был? Для израильтян был день и ясно светил им свет, но для египтян этот самый свет стал мраком. Одно было видимое, но было и светом и в то же время тьмою, не так, впрочем чтобы одно свойство переменилось в другое; ибо настала тьма не истребив света. Здесь Бог чудодействует, не следуя закону природы… Как египетская река сделалась кровию, тогда как свойство воды оставалось неизменным. Евреи пользовались из реки водою, а для египтян Нил превратился в кровь и сделался тем, чем не был, пребыв тем, чем был. Как же воды в Ниле, оставаясь водою, сделались кровью? Как свет, удерживая свойство свое стал мраком? Ибо не скрылся свет, чтобы уступить место мраку; равно не переменилось свойство воды. Свидетельствуют то евреи, употреблявшие оную в питие. Но и самое свойство сохранила невредимым и делалась кровию - тем чем она не была, что есть чудо… А спрашиваешь, как Бог, пребывая Богом, становится человеком? Единородный соделался рабом, пребыв тем, чем был, и сделавшись тем, чем не был.

Слово на Рождество Христово

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-21, 23, 25 И рече Господь к Моисею: что вопиеши? И без прошения твоего готов Я сделать это народу твоему. Ударь по морю, и расторгни е жезлом твоим, который есть образ креста. И се Аз ожесточу сердце Фараоново, то есть, не остановлю дерзости Египтян, потому что, когда увидят они новое чудо - разделившееся море, не сознают своей виновности. И прославлюся, истребив Фараона и все его воинство. И увидят Египтяне, прежде нежели погибнут, яко Аз есмь Господь. Сие и показали они, сказав: бежим от лица сынов Израилевых: Господь бо поборает по них на Египтяны. И Ангел взял столп облачный от лица сынов Израилевых, и поставил его посреде полка Евреев и Египтян; и облако, которое днем осеняло Евреев, когда ночью поставлено оно было между тем и другим полком, для Египтян произвело тьму, подобную той, какая была у них три дня и три ночи, Евреям же от освещавшего их столпа огненного бяше свет. И сие было, чтобы привести в ужас Египтян и ободрить Евреев. Ибо, если бы Египтяне обратили внимание на сию тьму, то не осмелились бы войти в море. Над морем, которое могло быть разделено в одно мгновение ока, чтобы привести Египтян к покаянию, всю нощь трудился сильный знойный ветр, и сотвори море сушу. Погнаша же Египтяне в след Евреев; не убоялись тьмы, бывшей между ними и Евреями, не устрашились разделившегося моря, но в ночное время, по дну разделившегося моря, вооруженною рукою преследуют народ, который предшествует им водимый столпом огненным.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Григорий Богослов, свт. (†389)

и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь

Поэтому-то между нами и Богом стоит эта телесная мгла, как в древности облако между египтянами и евреями. Очевидно, это означает тот мрак, который Он сделал покровом Своим (Пс 17:12), то есть нашу телесность, через которую видят немногие и немного.

Слово 28. О богословии 2-е

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь

В Исходе написано, что когда предводитель египтян со своими воинами преследовал израильтян, а затем собирался сразиться с ними, то ангел Божий встал среди сынов Израилевых и египтян, и они не вступали друг с другом в бой в течение всей ночи. Нет ничего невероятного в предположении, что о них молился ангел, вставший перед собранием людей.

На Евангелие от Луки

Георгий Константинович Властов (†1899)

И вошел в средину между станом Египетским и между станом (сынов) Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
Ст. 20 Египтяне стоят станом: после долгого и утомительного пути, они дают себе необходимый отдых, прежде чем начинают нападение. Но в то время, когда они хотят делать дело крови и насилия, мгла и темнота закрывают им Израиля, и не позволяют им двинуться с места. Сравнивая с этим стихом Исх. 14:24, можно думать, что Израильтяне шли всю ночь через море, и только перед рассветом, по особому попущению Божию, Египтяне рассмотрели их движение и пошли за ними.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-20 и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою. И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном. Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне. Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь

Первый момент обещанной божественной помощи, чуда состоял в отделении евреев от настигавших их египтян. Оно было совершено благодаря тому, что облачный столп, который шел до этого времени впереди евреев, стал теперь посредине между ними и египтянами. В новом положении он производил оба свои действия: обращенный темной стороной к египтянам и светлой к евреям, он скрывал от первых еврейский стан, а вторым освещал путь. Подобную мысль выражает еврейский текст и согласный с ним русский. Такого же понимания держатся Акила и Таргум Онкелоса. В противоположность этому текст LXX, согласно со свидетельством Нав. 24:7, говорит об одном действии — распространении мрака. Когда столп был между станами, «бысть тьма и бысть мрак, и прииде ночь». (Если учесть, что египтяне были на запад от евреев — то вполне реально, что одно и тоже облако, находящееся между ними, со стороны египтян заслоняло солнце и производило ощущение ночи, со стороны же евреев — отражало солнце и еще более усиливало солнечное освещение. Прим. ред.)

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

И вниде посреде полка Египетского и посреде полка сынов Исраилевых, и ста; и бысть тма и мрак, и прииде нощь, и не смесишася друг с другом во всю нощь

Столп облачный стал между Египтянами и Израильтянами и производил на тех и других различные действия. И бысть тма и мрак, и прииде нощь. По синодальному Русскому переводу: «и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других». Это значит, что сторона облачного столпа, обращенная к Египтянам, распространяла такой мрак и тму, что Египтяне не могли ни видеть Евреев, ни пойти к ним, ибо боялись по причине непроглядной тмы сделать неверное движение. Напротив, сторона столпа, обращенная к Израильтянам, всю наступившую ночь светила им так, что они свободно, без всякого замешательства, могли совершать дальнейшее движение по тому пути, который, как увидим, открыт будет для них Господом – И не смесишася друг с другом во всю нощь, – не сблизились друг с другом преследующие и преследуемые.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible