Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и кі́и человѣ́къ, и́же насади́ виногра́дъ, и не весели́ся от него́? Да и́детъ, и возврати́тся въ до́мъ сво́й, да не у́мретъ на ра́ти, и человѣ́къ и́нъ возвесели́тся от него́:
Святые отцы
Прочие
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Ст. 6-7 и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее
[Только] мужественные и благородные души, презревшие все [земное], вступают в [эту духовную] брань. Моисей, намекая на тайную войну лукавых духов с душой и [указывая на то], какие души пригодны к ней, говорит: И кий человек, иже обручи себе жену, да не идет на рать; и кий человек, иже насади виноград, да не идет [на нее]. Это он говорит о материальных узах: а подвизающийся против духов злобы никогда не сковывается ими. Ибо если пристрастие к наслаждениям и стяжанию [материальных благ] мешает человеку вступать на путь духовного подвига, то он лишается и небесной радости. Господь говорит в Евангелии о приглашенных на брачный пир и отказавшихся [прийти]: Первый сказал: я купил землю и не могу придти; другой сказал: я женился и не могу придти, прошу тебя, извини меня (Лк. 14, 18-20). Это вполне созвучно словам Моисея.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Ст. 5-7 Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его, и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им, и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее
Если кто, построив недавно дом, не успел еще вселиться в него или, посадив новый виноградник, еще не собрал урожая, или, обручившись с девушкой, еще не женился на ней, то человеколюбивый Закон повелевает освобождать таких людей от военной службы. С одной стороны, это по-полководчески верно, так как, увлекаемые желаниями, мы не будем добросовестно воевать (ведь открыто вступающие в борьбу с опасностями должны быть свободны от страстей). С другой стороны, это человеколюбиво, так как Закон, понимая, что исход войны зачастую бывает неясен, счел несправедливым, чтобы один не воспользовался плодами своих трудов, а другой получил их даром.
Строматы.