Скрыть
и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами.

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

11. тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам [сегодня]: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу [Богу вашему];
12. и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами.

 

 К тому, что мы уже говорили выше о едином месте поклонения Иегове, мы считаем нужным присовокупить следующие замечания. Уже в Лев.17:1-7 приказано было закалать жертвенных животных не иначе как перед входом в скинию собрания: но в пустыне закон имел некоторое другое значение, которое мы старались выяснить в примечаниях на эту главу. В пустыне безусловно запрещалось закалать животное иначе как в жертву, между тем как увидим ниже (Втор.12:15), во Второзаконии для Палестины дается полное позволение закалать животных везде и есть мясо «по благословению Господа Бога твоего». Мы пока останавливаемся на той ясной связи, которая существует между законами Левита и законами Второзакония, которые изменяются сообразно жизни народа, а не составляют произведений двух разных писателей, как хотели то доказать Коленсо, Куенен и др. Приказание Моисея принести всесожжение на горе Гевал (Втор.27:5-6), как жертвоприношение Гедеона в Шаломе (Суд.6:24), как жертвоприношение Давида на гумне Орна (2Цар.24:18-25), как жертвоприношение Соломона в Гаваоне (3Цар.3:14) и др. не нарушали общего закона о едином месте Богослужения, потому что дух этого закона заключался в единстве религиозном и национальном, а в этих примерах дух закона не был нарушен, так как весь Израиль участвовал мыслию и волею в этих национальных жертвоприношениях в лице своих вождей. Закон главнейше имеет в виду, как мы уже говорили, противодействовать раздроблению на общины религиозные и национальные, которые, выделяясь из народа, и раздробляя его, были бы причиною его полного исчезновения.
 О разных родах жертв и приношений мы говорили в своем месте. Священники для своего содержания, кроме части жертв, имели еще первые произведения земли и плоды приносимые к жертвеннику, все заклятое, всех первенцев скота и весь выкуп за первенцев Израилевых (Чис.18:9-16). Левитам же отдавалась обязательная со всех подать десятины со всех произведений. Эта десятина была единственным их уделом (Чис.18:21-24), кроме городского выгона в Левитских городах (Чис.35:2-5).
 В сущности Левиты жили в нужде (что видно из повествования о Михе Суд.17:7-13), потому что Израиль часто, если не всегда, забывал свои обязанности в отношении к Левитам. Мы потому об этом здесь упоминаем, что по мнению лучших комментаторов, десятина, упомянутая в читаемом нами стихе 11 и та же десятина, о которой упомянуто во Втор.14:22-29, вовсе не та десятина, которая по Чис.18:21-24 отдавалась или должна была отдаваться как постоянная дань колену Левиину (ср. примечания на Чис.18). Вторая десятина оставалась в полном распоряжении хозяина земли, ему только ставилось в обязанность (как видно из Втор.14) непременно употребить ее на трапезы и угощения, при которых не должен был забываться Левит не имеющий части и удела между Израилем.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-14, 17-19, 26-27 и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным; ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе. Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно, тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе… Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, - ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими. Смотри, не оставляй левита во все дни, которые будешь жить на земле твоей… Только святыни твои, какие будут у тебя, и обеты твои приноси, и приходи на то место, которое изберет Господь; и совершай всесожжения твои, мясо и кровь, на жертвеннике Господа, Бога твоего; но кровь других жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Господа, Бога твоего, а мясо ешь

Принося в указанном месте свои жертвы, евреи должны здесь же съедать и десятины плодов, и первенцев скота, и обетные и добровольные приношения, приглашая к трапезе левитов и пришельцев.

По закону, десятины поступали в пользу левитов (Лев ХXVII:30–33; Чис XVIII:20–32), первенцы мужского пола принадлежали Богу (Исх XIII:1–2, 11–16); и наконец обеты, по самому свойству своему, должны принадлежать Господу. Между тем, в настоящем случае и о десятинах, и о первенцах, и об обетах говорится, что они должны быть съедаемы самим приносящим при участии левитов и бедняков. Очевидно, что в настоящем случае разумеются не обычные десятины, первенцы и обеты. Комментаторы предполагают, что кроме вышеотмеченной десятины, поступавшей в пользу левитов (Лев XXVII:30–33), существовала так называемая вторая десятина, которую евреи должны были посвящать на дела благотворительности. Из 22–29 cт. XIV гл. кн. Втор. видно, что эту десятину можно было приносить к скинии натурой, или (в том случае, когда скиния отстояла далеко) деньгами, а деньги употреблять на дела благотворения. Через два года в третий вторую десятину можно было съедать дома (а не при скинии), приглашая к трапезе левитов и бедняков (блаж. Феод. Толк. на кн. Втор., вв. 10, 13).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible