Скрыть
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить

О том, что с неба Ангелом ниспосылаются молитвы Церкви, и они принимаются и изливаются, и укрощают гнев, и о том, что святыми Ангелами затмевается царство антихриста, мы читаем и в Евангелии: молитесь, чтобы не впасть в искушение. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть на земле (Мф. 26:41; 24:21–22; Мк. 13:19–20; 14:38; Лк. 22:46). Значит, этих великих семь архангелов Господь пошлет для разрушения царства антихриста, ибо и Сам Он говорит в Евангелии: тогда Сын Человечес­кий посылает вестников Своих и собирают они избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31). И прежде говорит: тогда будет мир на земле, когда поднимутся семь пастырей и восемь язв от людей и поместят Ассура, то есть антихри­ста, в ров Нимрода (Мих. 5:5-6) - [то есть] на проклятие дьявола. И Екклесиаст сказал подобным образом: когда задро­жат стерегущие дом (Екк. 12:3). Сам же Господь так говорит: Придя же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, … оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13:27-30). Апока­липсис здесь указывает, что жнецы и рабы - это архангелы.

Труба же являет­ся словом власти. И хотя Иоанн снова возвращается [к образу семи ангелов в сюжете] с чашами, он не говорит, будто это уже произошло; но так как однажды то, что собирается произойти с ними, установлено для них [Богом], чтобы оно случилось, то поэтому об этом говорится дважды.

Итак, все, что в примере с трубами он выразил кратко, в примере с чашами (См. Откр. 15:7–16:20) выразил полнее. И не следует обращать внимание на порядок сказанного, ибо семиобразный Святой Дух, как только направился к итогу [мира] и концу времен, опять вернулся к тому же самому времени и дополнил, о чем сказал недостаточно. И не надо искать в Апокалипсисе порядка, но надо искать смысл, ибо существует и ложное пророчество. Таким образом, написанное о трубах и чашах - это или бедствия от ран, посланных миру (Ср. Откр. 8:7; 16:2), или безумие самого антихриста (Ср. Откр. 8:8-9; 16:3), или уничтожение народов (Ср. Откр. 8:10–11; 16:4–7), или различие несчастий (Ср. Откр. 8:12; 16:8–9), или надежда на царство святых (Ср. Откр. 9:1 и след.; 16:10–11), или руины городов (Ср. Откр. 9:13 и след.; 16:12–16), или падение Вавилона, то есть Римского государства (Ср. Откр. 11:15; 16:17–21).

Комментарий на Откровение

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить

Церковь, воспламененная семиобразным Духом, с надеждой приготовилась к проповеди, к тому, чтобы низвергнуть звуком небесных труб славу века сего, словно стены Иерихонские. Ведь и семидневное обхождение вокруг города символизирует полноту времени Церкви.

Изложение Откровения

Тиконий, (†IVв.)

И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить

Церковь, которую нередко удостове­ряли под числом семь, с упованием приготовилась проповедовать.

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить

Затем и ангелы вострубили, возвещая присутствие Бога; ибо и в то время трубы провозглашали великие события.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела

Лишь только произошло это действие Ангела, как на небе среди небожителей снова раздались прерванные на время голоса славословия, а на земле произошло землетрясение. Вслед за этим по звуку трубы первого Ангела Иоанн видит чрезвычайное орудие казни (ср. Исх 9:24; Иоил 2:30), которое должно соответствовать особенной греховности и виновности мира. По звуку первой трубы будет падать град, смешанный не только с огнём, но и с кровью; следовательно, этот град будет иметь вид шариков, которые будут смочены кровью, с запахом и видом действительной человеческой крови [Kliefoth], и кроме того, будет сопровождаться истребительным огнем. Коль скоро допустимо, что самая казнь, несмотря на свою необъяснимость с точки зрения современного опыта, есть действительное физическое явление, то и ее последствия должны быть объяснены как физические бедствия среди земной природы. Это действительное истребление градом и огнем третьей части (приблизительно) деревьев на всей земной поверхности, которые будут вместе с травою сожжены. Во избежание смущения нужно помнить, что эта страшная и непонятная казнь есть казнь не нашего времени, но отдаленного будущего, близкого к концу мира, когда и весь мир будет обновлен чрез страшные физические перевороты [Соrnel a Lapid, Suller]. Падение горы с неба по звуку второй трубы указывает на небесное происхождение казни, т.е. на то, что она совершается как промыслительное действие Бож. всемогущества и суда. Эпитеты «большая» и «пылающая огнем» требуют разуметь громадную массу огня, которая должна упасть с неба в последнее время. Это будет чрезвычайным действием Бож. всемогущества, проявляющего свой гнев над грешным человечеством. От падения большой горы воды всего моря испортятся, потеряв и свой прежний вид, и свой прежний вкус, а чрез это в них умрет третья часть всего живущего. Но, кроме того, на море погибнет и третья часть кораблей. Это бедствие тоже внешнее и физическое, которое постигнет людей чрез бедственное состояние видимой природы, подвергшейся порче из-за их грехов.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 6-9: И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Первый ангел вострубил: в образе этом (еще больше, чем в снятии печатей) наглядно до очевидности показана та великая истина, что не само собой происходят и, в сущности, не по заметным для нас причинам земного порядка возникают с нами те или другие земные события, в частности – события грозные и губительные. Во-первых, Высшая, определяющая причина их – Бог; во-вторых, исполнительно-действующею силою, ближайшею, осуществляющей волю Божию причиной являются Им же на то посылаемые небесные Его силы – соответствующего чина и лика ангелы, коим достаточно вострубить – как бы дать трубный сигнал, чтоб возникли и прошли до своего, опять-таки Богом же определенного, конца заслуженные нечестием человеческим бедствия. Но как мы видели из предшествующего образа (ангелов с четырьмя ветрами), в осуществлении казней этих участвует и природа, ибо в данном случае нужно думать, что с началом гласа труб ангелы эти перестали удерживать те вредоносные стихии, которые там изображались в образе ветров.

Казни в Откровении, проторгающиеся на землю по звуку ангельских труб, представляются великими и грозными, прямо катастрофическими. Такова и первая казнь. По звуку первой трубы смешаны были град и огонь с кровью и пали на землю. Проф. Орлов приводит догадку, что «этот град будет иметь вид шариков, которые будут смочены кровью, с запахом и видом действительной человеческой крови (Клифот), и, кроме того, будет сопровождаться истребительным огнем». Но едва ли в духе Апокалипсиса такое буквалистическое толкование этого места – вплоть до наивного по типу указания и самой формы падающего града. Более приемлемым представлялось бы толкование св. Андрея Кесарийского, по которому, «град указывает на то, что наказания сии придут с неба по праведному суду (т. е. для людей, имеющих духовный взор, будут носить характер явно заслуженных бедствий, посланных с неба от Бога). Огонь с кровию – на разорение городов и на губительные, во все времена от рук воевавших происходящие, их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо бывает и будет не менее третьей части всех живущих на земле тварей: войны истребляют не только людей, но и все земные произведения. Наше, – продолжает св. Андрей, – об изложенном предположение и мнение подтверждает и блаженный Иоиль, ибо говорит, что прежде наступления великого дня будут посланы на землю кровь и огонь, и курение дыма» (Иоил.2:30–31). Однако едва ли возможно остановиться и на таком толковании. Дело в том, что в изображении возникающих за звуком труб казней мы видим определенный порядок и последовательность, как бы планомерность, по которой поражающие явления касаются сначала природы неразумной – растительного, морского и речного царств и потом уже – людей. И следуя такому порядку, нельзя приурочивать действие первой трубы к данным обихода человеческого (каковы те же войны, о которых особенно охотно говорят здесь: см. еще Яковлева). Поэтому и мы, хотя склонны, в связи с предполагаемым нами здесь действием стихийных сил природы, понимать эти первые казни труб ангельских тоже физически, но думаем, что относить их нужно так, как сказано в самом Откровении, и в последовательности, так сказать, восходящей, так что в данном случае, т.е. в первой казни, понимать ее, как действительное поражение на земле третьей части растительного мира. Объяснить смысл орудий этой физической казни, конечно, труднее. Соединение в ней таких различных слагаемых, как огонь, и град, и кровь, говорит за символический их характер. Легче понять образ огня: огонь сожигает и сушит – что так легко применить к траве и деревам. И град – побивает и холодит. Трудней всего применить сюда символ крови: разве как обычный и так понятный образ смерти. И всего естественнее эти действующие физические причины как будто искать в данных климатического и бактериального типа.

Что касается явлений второй трубы (стихи 8–9-й), то совершенно прав г. Яковлев, когда говорит: «Напрасно стали бы мы доискиваться, что это такое, подобное огненной горе, павшей в море», так как, действительно, нельзя даже сказать, будут ли когда – не только теперь, но и после – видимыми и понятными те явления, коими вызывается гибель не в одном лишь царстве, живущем в море, но и в третьей же части и кораблей человеческих. И опять, действие этой трубы для всего обитающего в море, как и для самых вод моря, превращающихся в кровь, как нам думается, должно понимать буквально. Образ же горы, пылающей огнем, тем более естественно принимать за символ, что и в тексте сказано, что низверглась не прямо гора, а – как бы большая гора.

Падение этой горы сверху (как ранее падение оттуда града) указывает на небесное происхождение и этой кары – как «промыслительное действие Божественного всемогущества и суда» (Орлов). Чудо превращения воды в кровь в Египте Моисеем, как несомненное историческое событие прошлого, может служить некоторой аналогией, облегчающей принятие такого предсказания Апокалипсиса о данной казни будущего. Ибо та Сила, которая так легко превратила в кровь воды не только Нила, но и по всей земле Египетской (см.: Исх.7:21), – она, конечно, так же естественно и просто сделает это и с водами морей и океана. Эпитет горы большая указывает на грандиозные размеры того, как бы материального состава, коим вызвано будет это гибельное явление в море. А в словах пылающая огнем не возбраняется усматривать и некоторое указание на химический характер этой причины превращения воды в кровь. И наконец, как говорит св. Андрей, «ничего нет странного и с разумом несообразного, если смерть душевная (вероятно – телесная) посылается и на тех, которые в море хулят Троицу делами жизни и словами».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
 
  Вслед за тем следуют трубные звуки одного за другим всех семи Ангелов, которые сопровождаются каждый раз великими бедствиями – казнями для земли и ее обитателей.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible