Скрыть
И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 2-3 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду

Очевидно, что престол стоящий - это место суда и Царя, и Иоанн говорит, что на этом престоле он видел Подобного яспису и сардису. Поскольку яспис - цвет воды, а сардис - огня, то немного спустя прояснилось, что эти два завета установлены сверху престола Божьего вплоть до конца мира. Один из этих двух судов свершился в потопе через воду, другой же свершится через огонь. А радуга вокруг престола имеет полыхающий цвет. А радуга (iris) – это дуга (arcus), о которой Бог говорил еще Ною и его сынам, чтобы они не боялись больше наводнения. Я полагаю радугу Мою в облаке (Быт. 9:13), чтобы вы уже не воды боялись, а огня.

См. также Толкование на Откр. 4:1

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 2-3 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду

И абiе бых в дусе. - Услышав, говорит, голос и объятый духом увидел я престол, которым означается Божие во Святых упокоение: ибо на них Он почивает, как на престоле. - Так как в этом видении представляет Отца, то не придает Ему, как прежде Сыну, признаков телесного образа, но уподобляет и сравнивает Его с драгоценными камнями. - Яспис, цветом зеленый означает то, что Божественное естество вечно цветущее, живоносно и пищеподательно, ибо изращает от Него траву, всякое семя, и, потому, страшно для противников. О ясписе говорят, что для диких зверей и привидений он страшен, для нуждающихся же в духовном врачевстве - полезен. Великий Епифаний утверждает, что камень этот исцеляет происшедшая от меча опухоли и раны. - Дуга подобная видом смарагду указывает на разность в добродетелях чинов Ангельских.

Экумений (†VIв.)

Ст. 2-3 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису

Восхождение было не телесным и не чувственным. Иоанн говорит: вижу престол, и Бога, и Дух на Нем, и [наружностью Он] был подобен камню яшме и сердолику. Бог не схож ни с ними - отнюдь нет! - ни с чем-либо из чувственно воспринимаемого или вообще с телесным, будучи невидимым и бестелесным и не имея очертаний. Когда Его незримое [естество] предъявляется серафимам, они прикрывают крыльями свои лица. И обращаясь к Моисею, Бог сказал: Никто не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх 33:20). Но и сам евангелист, словно в отрицание [того стиха, о котором здесь речь], говорит: Бога не видел никто никогда (Ин 1:18). Следовательно, не был зрим Бог в чьем-либо подобии, но видимый образ Его был живописан в книге Откровения по Его энергиям. Ибо яшма - камень драгоценный, зеленый, видом схожий со смарагдом, напоминает патину на щите, отчего получил свое имя. А сердолик - другой драгоценный камень, сверкающий огнем и кровяного оттенка. Итак, яшма для нас имеет смысл того, что Бог дает жизнь и обеспечивает всем, поскольку всякое питание для людей, а также четвероногих, пернатых, пресмыкающихся животных берет начало и происходит от зеленых [насаждений]. Ибо говорит пророк: Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его (Пс 103:14-15). Опять же, при сотворении мира Господь сказал: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя породу ее (Быт 1:11). Вот что, стало быть, раскрывает яшма. Сердолик изображает грозность Бога; говорит боговидец Моисей: ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий (Втор 4:24), но и пророк возглашает к Нему: Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим? (Пс 75:8); согласно с ним и мудрый апостол пишет: Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр 10:31).

Воистину, поскольку неприемлема для любителей греха и надменных духом непорочная благость Божия, которая приводит их не к покаянию, но к свободной возможности совершить ошибку, то вполне сообразно для Бога, чтобы в Нем живописали, наряду с добром и благодеяниями, также и грозность <…> Но первое место у Бога занимает не сердолик; первым в Его описании, конечно, должна быть яшма. Ведь природа Его - самосущее благо, человеколюбие и заботливость, и желает Он больше быть нам Отцом, нежели Властителем. Но мы, если так можно сказать, понуждаем Его к грозности и наказаниям, и зачастую Он, отстраняя свойственное Его природе участие, поступает так, как природе Его противно, - проявляет суровость.

и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду

Наглядно зримая радуга, которую божественное Писание называет луком Божиим, образуется из преломления солнечного света, когда тот, будучи уловлен в толще облаков, задерживается и производит пестрые и разнообразные цвета. Разумеется, мысленно зримая радуга, окружающая Божий престол, одноцветна, поскольку она была видом подобная смарагду. И конечно же, она являет всех святых служащих духов, пребывающих возле Бога, почему и названа она радугой, пусть даже и оказывается одноцветной; это для того, чтобы мы могли постигать умом множество чинов и видов Божиих ангелов по многим цветам радуги. Воистину, все входят в соприкосновение в одном цвете; ибо все они сходным образом благодетельны, подражая своему Господу, и потому смарагдовый цвет свидетельствует об их попечительных трудах, так же как яшма - о попечении Божием.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду

Выражение же: «и тотчас я был в духе» поясняет предыдущее, давая понять, что здесь было не телесное восхождение, но духовное, высшее состояние экстаза. Сидящий на престоле не называется по имени, потому что ев. Иоанн хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца в Его отличии от Иисуса Христа (V:6) и от Св. Духа (IV:5). Предполагая неописуемость и непостижимость Божества, ев. Иоанн изображает Сидящего по виду подобным камню яспису и сардису. Под радугою же вокруг престола разумеется не дождевая радуга, так как состояла не из семи цветов, но из одного - смарагдового; она была круговым преломлением лучей блеска ясписа и сардоника и имела зеленоватый цвет [Ewald] (смарагдовый).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал, как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

Начиная с 4-й главы и до 6-го стиха 22-й главы идет вторая общая часть Апокалипсиса, откровение которой получено частью при открытых вратах неба, а частью при открытом самом небе. Эта обширная часть содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которые картинно и символически изображают эсхатологию мира и Церкви» (проф. прот. Орлов).
После сего – обычный переход Апокалипсиса, обозначающий собой порядок повествования, но не указующий определенного времени. Новое видение, открывшееся ему, имело место уже не на земле, а на небе, куда вела раскрывшаяся для его взора (и духа) дверь. Было ли при этом какое-либо соответствующее явление во внешнем, физическом, небе, об этом ничего не говорится; но вернее – применительно к видению архидиакона Стефана, явленному только ему (Деян.7:55), ­­ и здесь в сфере физической все было обычно, а открытое относилось всецело к Иоанну, проявляясь в сфере духовной, как и сказано о самом Иоанне, что он был в духе, т. е. в высшем состоянии экстаза.

Под Сидящим на Престоле естественней разуметь Первое Лицо Святой Троицы, так как и о Сыне (Откр.5:6) и о Духе Святом (см.: Откр.4:5) тут же потом говорится отдельно, и в этом видении справедливо видят соответствие пророческим видениям Исаии (см.: Ис.6:1) и Даниила (см.: Дан.7:13). Вид Сидящего изображается эмблематическим сопоставлением с камнями ясписом и сердоликом (сардисом). По толкованию св. Андрея, «яспис, цветом зеленый, означает то, что Божественное естество вечно цветуще, живоносно и пищеподательно, ибо изращает от Него траву, всякое семя и потому страшно для противников». И добавляет: «О ясписе говорят, что для диких зверей и привидений он страшен, для нуждающихся же в духовном врачевстве – полезен». Цвет сардиса св. Епифаний определяет словом «αἱματοειδής» – кровезрачный, красновато- или желто-огненный. Цвет этот обозначает, по нему, «чистоту и святость, вечно пребывающие в Боге, а также и грозный гнев Его к тем, кто нарушает Его волю. Соединение этих двух цветов в Едином Боге указывает на Всевышнего, карающего грешника – и в то же время всегда готового простить (и исцелить) его, если со стороны его обнаружатся хоть малейшие признаки истинного исправления». Так и дуга окрест престола подобна видением смарагду, напоминающая нам радугу после потопа, «указывала на вечную милость Божию к человечеству» (Жданов). В то же время она была как бы украшением видения, ибо, окружая его, наподобие ореола или рамки, своим нежным голубоватым цветом, увенчивала великолепие видения.

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
 

  «И тотчас я был в духе», то есть вновь в состоянии восхищения, св. Иоанн увидел, в этот раз Самого Бога–Отца, Сидящего на престоле. Вид Его был подобен драгоценным камням «яспису» («камень зеленеющийся, яко смарагд») и «сардису» (сардис, или сердоник, цвета желто–огненного). Первый из этих цветов – зеленый, по толкованию св. Андрея Кесарийского, означал то, что Божественное естество вечноцветуще, живоносно и пищеподательно, а второй – желто–красно–огненный – чистоту и святость, вечно пребывающие в Боге, и грозный гнев Его к тем, которые нарушают Его волю. Соединение этих двух цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но в то же время всегда готов простить искренно кающегося. Явление Сидящего на престоле было окружено «дугой» (радугой), подобно смарагду, камню зеленого цвета, что означало, как и радуга, явившаяся после потопа, вечную милость Божию к человечеству.

  Самое сидение на престоле означало открытие Суда Божия, имеющего открыться в последние времена. Это еще не последний Страшный Суд, но суд предварительный, подобный тем судам Божиим, которые совершались неоднократно в истории человечества над согрешившими людьми. (Всемирный потоп, гибель Содома и Гоморры, гибель Иерусалима и многие другие.)

  Драгоценные камни яспис и сердоник, а также радуга вокруг престола, являющаяся символом прекращения гнева Божия и обновления мира, обозначают, что суд Божий над миром, то есть огненное истребление его, окончится обновлением его. На это особенно указывает свойство ясписа исцелять язвы и раны, полученные от меча.

  «Так как в этом видении представляет Отца, то не придает Ему, как прежде Сыну, признаков телесного образа, но уподобляет и сравнивает Его с драгоценными камнями» (св. Андрей, гл.10) (см.: Иез.1:26-28).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible