Скрыть
И҆ врата̀ є҆гѡ̀ не и҆́мꙋтъ затвори́тисѧ во днѝ: но́щи бо не бꙋ́детъ тꙋ̀.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 21, 25 А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет

Ворота [в виде цельных] жемчужин – это апостолы. О них сказано, что они не закрываются: через них дана благодать, которая никогда не иссякает. В этом царстве увидят лицем к лицу (1Кор. 13:12), и также: один не искал другого (Ис. 34:16).

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 24-25 Спасенные народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет

Итак видим, что спасаемые народы будут ходить во свете Его, и увенчавшиеся победой над страстями принесут в него славу и честь добрых деяний. - А что ворота города не будут запираться, сие означает или твердость и безопасность жителей его, или что там будут открыты для всех Божественные врата Апостольского учения для полнейшего научения. - День же будет там, а не ночь, ибо ночь определится для грешников.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет

Автор упоминает вечный свет Агнца, или лучше - вечного Агнца, Который будет служить вместо света в этом городе, когда пройдет время ночи. Как сказал Исайя: Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет им (Ис 66:23). Словом месяц он обозначил свет из-за того, что луна на исходе месяца имеет наиболее яркий свет, а словом суббота - вечный покой. Это как если бы он сказал: тогда из света в свет и из вечного покоя в вечный покой будет им.

А то, что ворота не запираются, свидетельствует о надежнейшей защите. Ибо не сказано: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41), но скорее: Остановитесь и познайте, что Я - Бог (Пс 45:11). В будущем мире то, что зримо, то воистину возлюблено, а то, что возлюблено, без устали прославляется. Никто не расслаблен отдыхом, никто не устает в деле бесконечной хвалы.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет

Смысл этого двоякий. Либо здесь говорится, что будет мир и безопасность, так что не будет необходимости назначать стражу в городе, или когда бы то ни было запирать двери, или задвигать засов. Либо это значит, что учения апостолов - ибо мы назвали двери апостолами - не замолкнут в том месте, но и там будут апостолы преподавать святым новые, еще в большей степени божественные, учения. Ведь праведники, будучи сынами света и сынами дня (1Фес 5:5), насладятся божественными и светлейшими хвалами и таинствами, поскольку вокруг них будет вечный день и свет Божественного осияния. Ибо сказано, что ночи там не будет. Воистину, если бы когда-нибудь пресеклось Божественное осияние, то была бы и ночь; но если нечестиво утверждать такое и Божий свет действует непрестанно, то как же настанет ночь у святых?

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-26 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов

После подробного описания города Апокалипсис бросает взгляд и на его обитателей, которыми будут спасенные народы. Это все прославленные будущего блаженного царства, составившиеся из верующих всей вселенной, но не потерявшие своих отличительных народных особенностей. Каждый человек, вступая в город, вступая в общение с Господом и прославленными праведниками, будет при этом отказываться от всего того, что прежде составляло предмет его славы и гордости. Все преданные лжи и мерзости не войдут в город, хотя ворота его и открыты постоянно, ибо не могут войти, ибо их нет на новой земле, они в своем месте, где их пребывание вечно и постоянно.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 22–27: Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Что такое храм? По слову Самого Господа, это дом молитвы и дом Отца Небесного (см.: Мф.21:13; Мк.11:17; Лк.19:46; Ин.2:16). Это – Его место (см.: Ис.56:53Цар.8:29), выделенное для сего на земле, где мы, постоянно изменяющие Ему и в жизни своей, так сказать, уходящие от Него, приходим к Нему и предстоим пред лицом Его, вознося уже к Нему свое сердце (ср.: Имамы ко Господу) и принося свои молитвы. Спрашивается: будет ли нужда в таком храме там на небе? И конечно, мы должны сказать: нет, так как весь город святой, без единого пятна, без единого, говоря по земному, аршина или вершка, будет всецело Его местом, Его скинией – жилищем, общим у Него с возлюбленными чадами Его. Нет, больше того: «Он Сам – и храм святых, и обитатель, по обещанию, в них живущий и ходящий (см.: 2Кор.6:16)».Точно так же и солнце, и луна, вообще светила небесные, нужны нам теперь для освещения, потому что без них земля наша и все мы сами окутаны были бы непроницаемым мраком. Но какая нужда в них там, где вечно сияет Солнце Правды – Христос Бог наш и вся Троица?! Знаем мы из видений святых (например, преп. Серафима), что уже для наших чувственных глаз при свете сияния Божественного самый свет солнечный бывает как свет слабого светильника, желтоватый, а не ярко-светлый; но ведь это – лишь приспособление к нашей немощи, лишь отражение того высшего и истинного, духовно-небесного, света. Там же, в горнем будущем Иерусалиме, слава Божия осветит его в истинной своей природе, в той степени яркости и силы, которых мы теперь и представить не можем. И митр. Филарет даже в добавочных словах Апокалипсиса: и светильник его Агнец – видит указание на «некоторое снисхождение и умерение света неприступного», ибо «сие совершает там, – говорит он, – открытый свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет свет Божества, а Своим Божеством просвещает и блаженнотворит человечество» (из слова на освящении градо-клинского соборного храма).

Стих 24-й указанием своим, что во свете этом будут ходить спасенные народы, еще раз подтверждает светлую нашу надежду на то, что не только нарочитые угодники Божии – ведомые святые Ею, но и великое множество вообще не изменивших Ему христиан тем или другим путем, рано или поздно, сразу ли после телесной смерти или и после известного срока пребывания в преисподней, по молитвам Церкви о них, но все спасутся, кроме лишь тех, кои повинны грехом богопротивления и упорного и сознательного закоснения.

Еще одна особенность данного места заключается в том, что дважды здесь сказано о том, что принесена будет туда, в горний Иерусалим, в Церковь торжествующую, слава и честь сначала царей земных, затем и самых народов. Конечно, усугубление это не случайно и призывает нас глубже вдуматься в него.

Несомненно, что, разумеется здесь не земная наша слава, знакомого хорошо всем нам типа, не триумфы, не популярность, не памятники рукотворные. Недаром ведь Господь в похвалу своим апостолам ставил их отвержение миром: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). И о Себе, мы знаем, Господь сказал: Славы от человек не приемлю (Ин.5:41), и это является законом и для нас. И понятно почему: ведь слава эта – дым, мираж, видимость одна. И в то же время слава эта – поблажка эгоизму и гордости человеческой, т.е. определенная помеха для спасения. И наконец, эта слава всегда связана с человекоугодием, а знаем мы слово апостольское: Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал.1:10). Нет, неоспоримо, что Богу принести можно лишь то, что действительно ценно и прочно, только то, что является правдой и подлинною честью для христианина. Мы знаем славу ап. Павла; и сам он писал, что соблюдается ему венец правды, который воздаст ему в день он Господь, Праведный Судия (2Тим.4:8). Итак, венец этот, явная и заслуженная у апостола подвигом добрым слава будет ему воздана Самим Христом; и несомненно, она-то и относится в первую очередь к той славе, которую «принесут с собою» в Новый Иерусалим «победившие» обитатели его. Туда же будут принесены венцы мучеников и мучениц, нимбы мужей богоносных, величие патриархов, христоподобная прославленность истинных пастырей, начиная с вселенских церковных светил. И не должны ли мы в этом случае в первую очередь отнести к приносящим честь свою туда царям опять-таки апостолов Христовых, тех, кто воссядет на Небесных престолах (значит – как цари) и в самом славном Втором пришествии Его?! Так, с полными руками предстанут туда как щедрые дарители на земле все те, кто собирал себе, в подвигах добродетели христианской, сокровищницу на небеси. А среди них, конечно, и внешне царствовавшие здесь – так, как Константин Великий и Равноапостольный Владимир или Александр Невский, сумевшие самое царственное служение свое сделать разновидностью все того же великого и совершеннейшего подвига христианского. Честь же и слава народов (отдельно) указывается здесь, можно думать, потому что ведь и у каждого народа есть свой собственный тип, и именно тип духовный, положительный или отрицательный – в зависимости не только от постановки исторической жизни, но и проникающих данную нацию стремлений. И вот земная, по типу, слава их также проходит с шумом, ибо и при большом, внешнем треске ее она, рождаясь в пустоте и от пустоты, впусте и проходит. Но есть и иная слава в них – слава общенародного доброделания, народных заслуг (как высмеиваемые теперь пошлостью человеческой подвиги любви христианской в освобождении братьев-славян русскою кровью). Та слава, несомненно, воспомянется пред Богом и пойдет и в вечный Небесный Иерусалим. Недаром обреченная на гибель Сербия такою благодарною памятью прославляет царя-мученика за спасение свое.

Ворота его не будут запираться... Нужно себе представить, чем являлось это запиранье ворот в те времена, когда в них была реальная нужда и порождений ею всеобщий исторический обычай. Это – постоянное ожидание врагов и опасности; это – наглядное выражение давящей стесненности, ограниченности, невозможности выйти на ширь, простор и свободу. И вот то же самое, говорят нам люди духовного опыта, бывает и в самочувствии грешника, которого сковал и оседлал порок и у которого даже на глаза от предрассудков и пристрастий порочных налегли и не дают видеть по сторонам неустранимые шоры. А там, в небесных обителях, напротив, вечная свобода, необъятная ширь и простор; там – бесконечные горизонты и возможности для всякого жизненного развития, для утоления всех запросов, всех стремлений, всякой деятельности нашего богоподобного духа. «День же будет там, а не ночь, потому что ночь определится для грешников», – добавляет св. Андрей Кесарийский.

Стих 27: И снова подчеркивается, что войдут в этот великий и святой Божий город только те, кто этого достоин, – которые записаны у Агнца в книгу жизни, и этим еще раз отстраняется заблуждение всех тех, которые хотели бы ввести туда и диавола, и диаволоподобных богопротивников из нашего человеческого рода. Совершенно ясная и прямо необходимая по соображениям здравого разума истина эта еще более отчетливо и точно утверждается здесь и по самому тексту в прямом приложении ко всему этому разряду грешащих: И не войдет в него (в Иерусалим) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи. Можно ли еще отчетливей и лучше обозначить этот, недопускаемый к блаженству, сознательно беззаконный тип?! Не просто ведь сказано: грешащие ложью и подобными видами греха или даже мерзости нравственной. Нет: оттенено – преданные мерзости, преданные – значит, сердце свое отдавшие мерзости лжи, и именно потому, что по природе, по типу своему духовно-нравственному, они уже навеки выявили в себе эти отрицающие свет мрак и тьму, эту нечистоту как таковую. И тогда – действительно, как мы уже и приводили: Кое общение свету со тьмой; Христу с велиаром?.. (См.: 2Кор.6:14–15.)

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

  Общий внутренний признак, отличающий эту небесную Церковь от земной, тот, что в то время как в земной Церкви добро уживается со злом и плевелы растут вместе с пшеницей, в небесной Церкви соберется из всех народов земли одно только доброе, чистое и святое Все же злое, скверное и нечистое, накопившееся за все время мировой истории, отсюда будет выделено и слито как бы в один смрадный водоем, нечистота которого никак не коснется этого дивного обиталища одних лишь блаженных существ.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible