Скрыть
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим

Но кто эти мертвые, которых отдало море? Ведь нельзя же полагать, чтобы умирающие в море не были в аду или чтобы тела их сохранились в море, или, что было бы еще нелепее, чтобы море содержало добрых мертвецов, а ад - злых. Кому придет в голову подобная мысль?

Вполне основательно думают некоторые, что в этом случае слово море употреблено в смысле настоящего века. Итак, давая разуметь, что вместе с теми, которые воскреснут, будут подлежать суду и те, которых Христос застанет здесь еще в телах, он назвал и их мертвыми, причем как добрых, о которых говорится: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3), так и злых, о которых сказано: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф 8:22). Мертвыми они могут быть названы уже потому, что носят смертные тела; почему и апостол говорит: тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим 8:10), - говорит, показывая, что то и другое - и мертвое тело, и живой дух - существуют в человеке живущем, находящемся в этом теле.

И не назвал Иоанн плоть смертной, а назвал мертвой; хотя несколько ниже он называет те же самые тела более употребительным словом -смертными. Итак, отдало море мертвых, бывших в нем, то есть отдал настоящий век людей, которые в нем находились, потому что еще не умерли. И смерть и ад отдали мертвых, которые были в них. Море отдало, потому что они предстали так, как были застигнуты; смерть и ад возвратили, потому что их снова призвали к жизни, которая уже миновала.

О граде Божьем

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим

Всякое тело, на что разложилось, из того же самого будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю. Смерть и ад не животные одушевленные, как утверждают некоторые, но смерть есть отделение души от тела, ад же - место, нами невидимое, т. е. неизвестное и незнаемое, приемлющее души наши, отходящие отсюда. - Мертвы души, совершившие мертвые деяния, а души праведных, сказал некий мудрец, находятся в руке Божiей и не прикоснется их мука (Прем. Солом. 3, 1).

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим

Это значит, что собираются вместе тела от земли и души из своих мест. Словом смерть автор указывает на те добрые души, что претерпели только разлучение с телом, но не кару, тогда как словом ад - на души низкие. Этот текст можно воспринять и буквально, что воскреснут все тела, поглощенные водами или разорванные дикими зверями. Тиконий говорит об этом тексте так: «Народы, которые Он найдет здесь живыми, суть мертвые моря. Те же, о ком сказано: и смерть и ад отдали мертвых, - это народы умершие и погребенные».

Изложение Откровения

Апрингий (†VIв.)

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим

Чтобы никто не сказал, что погибшие в море, утонувшие в воде, съеденные зверями, сгоревшие в огне не могут воскреснуть, Иоанн говорит, что отдало море мертвых своих. И поскольку никто не избегает суда Божия, он прибавляет: и судим был каждый по делам своим. Чтобы никто не подумал, что после воскресения последует смерть тел, что не только думать, но и говорить нечестиво, он прибавил: И смерть и ад повержены в озеро огненное.

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим

Те, кто не верит в воскресение тел, питают презрение к нам и к нашему догмату, который гласит, что эти же самые тела восстанут вновь - будто бы это не только труднодостижимо, но и вообще невозможно. И говорят, дескать, всякое из земных тел состоит из четырех элементов - огня, воды, земли, воздуха; и, разумеется, тела, подверженные разрушению в результате смерти, возвращаются в то, из чего исходно состояли. Таким образом, то, что в нас огненное, отходит в природный и всеобщий огонь, а что водное - в воду, и остальные двое элементов - в то, что присуще им. Стало быть, раз они были смешаны и слиты по веществу, то как возможно, чтобы то, что стало нераздельным путем соединения [элементов] , было возвращено, по вашим словам, каждому из тел, разве только если вы не станете утверждать, будто вместо одних [тел] воскреснут другие?

В ответ им можно привести божественное Писание: заблуждаетесь, не зная <…> силы Божией (Мф 22:29), по Чьей воле все начало быть, и только Его изволение есть исполненное дело, как и говорилось выше. Ибо что легче - произвести сущности из несущего или, когда они уже произведены и соединены сами с собой или с другими, снова их разъединить и каждой назначить то, что ей присуще? Ведь последнее и мы совершаем, нередко по определенному искусству выделяя вино, прежде смешанное с водой. Но также и солнце вытягивает из моря [вещество] нежное и приятное посредством облаков и испарения, а оставляет грубое землистое, неприятное и горькое. Конечно же, первоочевидно, что только Бог может исполнить все, что задумывает. Следовательно, если Бог произвел несущее в бытие, то чем не легче Ему одним решением воли разделить то, что было полностью смешано из элементов, и каждому телу уделить свойственное ему, пусть даже и невозможно людям это осуществить? <…>

Настоящий стих книги Откровения представляет нам это замечательное учение, глася: отдало море мертвых, бывших в нем. То, что это море, водное начало, обозначает всякую влажную сущность. Стало быть, говорится, что влажная сущность отдала то, что в ней было примешано от влажности человеческих тел. Сказано: и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них. Смертью названа земля в соответствии с тем, что в ней разлагаются наши тела; почему и божественный пророк называет смерть описательно перстью смертной, когда говорит: и Ты свел меня к персти смертной (Пс 21:16). Поэтому и земля отдала всецело то, что в ней было от нашего земного вещества.

К тому же и ад отдал мертвых, которые были в нем; под адом имеется в виду воздух и огонь, исходя из того, что они незримы и безвидны. Ибо и воздух достигает безвидности по своей тонкости, если только он не сгущен, и огонь не имеет вида, пока скрадывается в веществе, если только не вырвется наружу от него пламя. Но и огненное начало, эфир, не предстает перед нами видимым образом, будучи затененным из-за промежуточной пелены воздушной массы. Или, по-видимому, адом Иоанн называет огонь из-за того, что он губит и уничтожает из виду то, на что находит. Почему многие речения и именуют его неведомым. Итак, когда каждый из элементов отдает то, что было в нем от сложного состава человека, происходит воскресение.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим

Дополняя прежнее и объясняя, откровение говорит далее и о том, кто были и откуда пришли те мертвые, которые предстали пред престолом Судии. Они суть те, которых отдали море, смерть и ад. Море - место смерти многих людей; смерть - гибель людей на земле безвестным образом; ад - не место мучения, но в смысле внутренности земли, подземного мира - все погребенные, зарытые в землю. Значит, все умершие, без всякого исключения, где бы и как бы они не умерли, независимо от того, во что было обращено их смертное тело, все они воскреснут и в своих обновленных телах предстанут на суд.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 11-15: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

История зла, в процессе развития его, закончена. Столпы и источники его не только связаны, как раньше, но и горят в огне, попав в соответствующую их природе сферу – воспринимая то, что заслужили. Естественно теперь перейти и к изображению соответствующего суда и воздаяния и для всего проявлявшего себя в сфере влияния их человечества. И вот в приведенных пяти стихах, коими заканчивается 20-я глава, этом заключительном аккорде в истории грешного земного мира, мы имеем место, вполне параллельное картине Страшного Суда, как ее все мы хорошо знаем из посвященной ей нарочитой беседы Спасителя (Мф.25:31–46). Менее подробное, чем та беседа, данное изображение Апокалипсиса приводит, однако, и дополняющие ее черты, причем, как и всюду, свое представление об этом суде дает он в наглядных образах. Правосудный Судия здесь, конечно, Христос, как не раз Сам Он указывал в Евангелии (см.: Мф.16, 25-я главы, ср.: 1Кор.2:16).

Престол, на котором сидит Он, называется и великим (впервые так, в знак особенного величия как Сидящего в царственной славе на нем, так и дела, которое совершается в это время). Еще и белым называется он – в обозначение чистоты и белизны нравственной всего того, что совершится с него. От лица Господа уже бежало небо и земля знак, что весь период земной нынешней истории закончился, а с ним отошел и самый этот физический мир, в условиях которого жило обложенное плотью и тем отгороженное, так сказать, и от Бога, и от всего духовного мира (см.: 2Кор.5:6–7) человечество. Для наступившего будущего, в новом, открывшемся со Страшным Судом, мире, для них уже не нашлось места.

Тайнозритель видит стоящими пред Судьей всех умерших, коих отдали для этого суда те сферы, в которых они были. И, во-первых, море. Под морем, говорят нам, нужно разуметь все воды морские, поглотившие миллионы людей за долгую человеческую историю (Орлов). Но, думается, лучше разуметь здесь под «мертвецами моря» погрязшее в грехах и нечестии человечество, сообразно сказанному в главе 17-й (см.: Откр.17:15). Тогда это будет обозначать, что мертвые взяты и из последнего поколения, т.е. из многих миллионов тех людей, которые, по ясному указанию ап. Павла (см.: 1Фес.4:171Кор.15:51), доживут до Второго пришествия Христова.

Но наряду с морем, отдали мертвецов своих и смерть, и ад. По объяснению прот. Орлова, под адом здесь подразумевается «не место мучения, но в смысле внутренности земли, подземного мира, – все погребенные, зарытые в землю». Но едва ли это верно. Единственное, благоприятствующее сему, сопоставление у прот. Орлова (отдача мертвых водами морскими) правильнее, как мы видели, понимать в указанном переносном смысле. А между тем ад, с которым поставил рядом Иоанн смерть, в том же сопоставлении упоминается и в следующем стихе, но там он, уже бесспорно, разумеется в точном, всегдашнем своем смысле и значении. А потому и здесь – ад и есть ад, и он после моря (см.: Откр.20:13) также выдаст те души, которые были в нем держимы (от телесной смерти и до Второго пришествия). Мертвецы эти определяются как великие и малые, т.е., по замечанию прот. Орлова, без всякого различия по их бывшему положению в земном обществе. Но св. Андрей Кесарийский великих и малых предлагает различать по возрасту или же по тому, что «наказаны будут не одинаково, но сообразно с большим или меньшим совершением ими мертвенных деяний». И это-то объяснение нам и кажется наиболее правильным.

Впрочем, дальше св. Андрей продолжает: «или великие суть праведники, а малые – грешники, поистине непотребные по скверности и малоценности души их ради грехов». Однако, с таким последним рогом этой логической трилеммы его нельзя согласиться, ибо праведники, по языку Апокалипсиса, суть не мертвые, а живые. Да и сам Андрей, вскользь упомянув здесь о праведниках, дальше все внимание свое фиксировал на грешниках, о праведниках же потом как бы вовсе забыл.

В самом деле, как нам понимать слово мертвые (по-славянски точнее – мертвецы), которое повторяется здесь четыре раза? Разумеются ли здесь все вообще умершие телесною смертью, или только мертвые духом, т.е. грешники, подлежащие осуждению, или, наконец, хоть и не все сплошь умершие, но с некоторыми исключениями?

Привычное наше понимание: все вообще умершие, без исключения. Оснований для этого принято указывать два.

Во-первых, в беседе о Страшном Суде ясно разделяются и поставляются в две противоположные группы праведники и грешники, с соответствующею двоякою же и противоположною участью тех и других. И во-вторых, соберутся на суд все люди, как это видно еще и из слов ап. Павла: Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже (что) с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10–11). Но что касается второго места, то ведь, кроме Страшного Суда, как мы знаем, есть еще предварительный, частный суд, о котором ясно говорит тот же ап. Павел в другом своем послании: Лежит (положено) человеком единою умрети, потом же суд (Евр.9:27), и этого посмертного суда не минуют и праведники, ибо там и будет, так сказать, по приговору Божия суда признана самая эта их праведность. Относительно же Страшного Суда, представляется прямо странным: как согласуется у людей при таком понимании ясно указанное представление о двух совершенно различных положениях у прославленных Богом праведников?! С одной стороны, они должны (по 25-й гл. Матфея) предстать на этот суд, как, можно сказать, подсудимые, наряду со всеми прочими; с другой – они же, начиная с апостолов, по столь же ясному обетованию Господа (и у того же Матфея – 19:28), не раз нами вспоминавшемуся, сами будут судить, да еще двенадцать колен Израилевых? Очевидно, как говорится, тут какая-то «невязка», совершенная несогласованность.

И вот разрешение этого недоумения, по нашему убеждению, и дает именно Апокалипсис в разбираемом нами месте. Пять групп разумных, духовно-нравственных существ будет, по нашему мнению, к тому моменту конца земного мира, о котором теперь у нас идет речь. Две – чистодуховные и безтелесные, по своему состоянию нравственному совершенно законченные, самоопределившиеся в противоположных направлениях: то – ангелы и демоны, духи светлые и темные. И те и другие не упоминаются в каком-либо положении судимых на Страшном Суде, ангелы же, наоборот, определенно сами будут участвовать в нем, ибо Господь, когда говорил, что исповедавших Его он Сам исповедает, а от отрекшихся от Него и Он отречется, то всюду добавлял – пред Ангелами Божиими (Лк.12:8–9). Противоположная группа – духи нечистые – определенно указывается здесь, как мы знаем, лишь в своей главе – диаволе, с двумя соратниками его во всем богопротивном и злом (антихристом и лжепророком). Но по всему нужно думать, что и бесы его разделят участь своего главы, ибо осуждаемым на мучения ада на Страшном Суде грешникам повелевается идти во огнь вечный, уготованный как диаволу, так и аггелом его (Мф.25:41). Впрочем, по отношению к моменту Страшного Суда Христова, при Втором пришествии Его, положение греховного трио, с одной стороны, и аггелов, миллионов, так сказать, рядовых духов нечистых, – с другой, может быть и различным. Сам сатана и антихрист с лжепророком его, несомненно, к тому времени будут уже подвергнуты заслуженному мучению – и осуждены. Бесы же могут и предстать на этот Суд Христов для людей (как могут быть судимы и особо от него). Но суд и для них будет нарочитый, вернее – после суда для людей, ибо мы знаем, что только избранные – «святые» из числа последних будут судить, по слову апостола, этих падших ангелов (см.: 1Кор.6:3).

Остаются три группы – уже людей, но совершенно различных, частью также до противоположности, по своему нравственному состоянию и типу. Такими противоположными по типу своему являются, с одной стороны, грешники, закоснелые и поддавшиеся духу противления, иными словами – совершенно уподобившие себя сатане, и с другой – «преподобные», т.е. уподобившие себя Богу праведники. Но есть и третья группа: это – грешники же, но далеко не в той мере, как те сыны противления... Это может быть – и вероятнее всего – подавляющее большинство в роде человеческом, много грешивших и – по немощи своей – может быть, и Христу изменявших, даже Христа хуливших, но по неведению; может быть, и Церковь Его отвергавших и даже против нее восстававших, но по наследственности, по воспитанию от дней отрочества своего или еще потому, что соблазнители в уродливом и искаженном виде представили им лик ее. А за ними – и необъятный мир исторического язычества, все эти духовные слепцы, или вовсе не слыхавшие о Христе Спасителе, умершие еще до Пришествия Его, или жившие и в христианские времена, да – вдали от христианского мира, в особенности от того «света добрых дел», который, по слову Господа, приводит других к «прославлению Отца Небесного», а значит – и вере в Него (см.: Мф.5:16).

Так вот мы и думаем, что этот-то необозримо многомиллионный мир грешного человечества и составит ту массу не определившихся в своей вечной участи «подсудимых», которые предстанут «пред великий и белый престол» Царя славы (Откр.20:11), вместе с теми сынами противления, во оный день на судилище. И так как различно будет их состояние, ибо о грехе одних из них изречено в Евангелии, что он не простится ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:32), а о грехе других, наоборот, Самим же Спасителем точно удостоверено: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили (Мк.3:28), то совершенно очевидно, что одни услышат от Правосудного, но и Милосердного Судии: приидите, благословеннии Отца Моего, а другие – идите от Мене, проклятии, во огнь вечный (Мф.25:34, 41). И таким образом, мы думаем, что недаром в разбираемом апокалиптическом месте, говорящем о том же Страшном Суде, все время говорится: мертвые будут отданы, мертвые стоят пред Престолом, мертвые (мертвецы) будут судимы. А между тем припомним, что в той же главе, в 4–6-м стихах, все умершие определенно и отчетливо распределены были по двум группам: мертвых оживших и умерших не оживших, доколе не окончится тысяча лет. И мы уже видели, что эти последние суть грешники, по состоянию своему недостойные и неспособные на то время, на ту тысячу лет, войти к Престолу Божию, иначе – воскреснуть первым воскресением, и находившиеся от него (Престола Божия) вдали; они-то теперь и судимы были, по написанному в книгах, сообразно с делами их. Напротив, ожившие, ставшие священниками Бога и Христа и царствовавшие с Ним тысячу лет, – это, несомненно, праведники, всю свою жизнь действительно желавшие со Христом быти (Флп.1:23) и достигшие желаемого и начавшие соцарствовать со Христом уже сразу же после телесной своей смерти. Это – святые прославленные, это те друзья Христовы (см.: Ин.15:14), за которыми, при всеобщем воскресении, пошлет (Он) Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф.24:31).

Ряд их начинается Первенцем из мертвых – Христом – Новым Адамом, по ясным словам ап. Павла (см.: 1Кор.15:20–22), как мы указывали раньше, а за Ним – двенадцатью сопрестольниками Его, апостолами, в своем совершенстве духовном удостоившимися того, что им уже при земной жизни было обещано, что они в Пришествие Его будут не судиться, а сами с Ним судить... Такова участь прославленных святых, о которых сказано и у апостола, что они будут судить не только, как приводили мы недавно, ангелов (см.: 1Кор.6:3), но и всех. Ибо он перед тем говорит: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1Кор.6:2). Так и в погребальном нашем Евангелии мы постоянно слышим: Грядет час, воньже вси сущии во гробех, услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда (Ин.5:28–29).

Самый суд Апокалипсиса «изображается под видом судебного разбирательства: будут раскрыты книги» (как бы все множество книг) о предстоящих; и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, так что судимы будут все они по написанному в этих книгах, сообразно с делами своими: последнее повторяется здесь дважды. Многие думают, что понимать этот «символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на Суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности» (Орлов). Но ведь книги открыты будут не только для одних тех, кто писал в них жизнью своей, резцом практического поведения своего; они раскрыты будут пред всеми и для всех, что и явится источником стыда и осуждения всеобщего, а не только одной совести каждого про себя. И как бы особая запись ведется там в особую общую учетную книгу, знакомую уже нам книгу жизни. Можно думать, применительно к Евангелию о Страшном Суде, что там-то, в эту главную книгу, вписываем мы своими делами все то, что доброе совершили мы, чем послужили ближнему своему. И эта запись и явится решающей и всеопределяющей собою. Ибо один критерий суда указал Господь в той беседе Своей: послужили ли мы меньшему брату своему или не послужили, ибо поистине, кто добра не делает, тот не христианин. Потому-то и сказано в последнем, заключительном стихе этой главы Откровения: Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное, то самое, о котором пока было указано, что там – сатана с двумя остальными коренными прельстителями людей, антихристом и лжепророком. А что «ад и смерть ввержены в озеро огненное, – говорит далее св. Андрей, – сие означает или то же, что и написанное: последний же враг испразднится смерть (1Кор.15:26), или – что в огонь будут осуждены лукавые демоны, виновные в тяжкой и злой смерти грешников, имеющие ад своим убежищем и отсылающие туда для осуждения им покоряющихся. Ибо, как городом называются жители его, так смертью и адом – их виновники или их обитатели. Все бывшее от Бога – добро зело, а потому огонь сей будет пожирать и истреблять только то, что не таково, ибо написано, что Бог смерти не сотвори (Прем. 1:13). А что не будет больше смерти или тления, сие означает, что будут царствовать нетление и бессмертие». И эти-то последние слова, совершенно точно соответствующие приведенному и св. Андреем пророчеству ап. Павла – испразднится смерть как последний враг, мы и считаем наилучшим объяснением и разбираемых слов Апокалипсиса.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

  Мысль здесь та, что все люди без всякого исключения воскреснут и предстанут на Суд Божий.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible