Скрыть
Skoro przemówiło siedem grzmotów, zabrałem się do pisania, lecz usłyszałem głos mówiący z nieba: Zapieczętuj to, co siedem grzmotów powiedziało, i nie pisz tego!

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего

Дух семи даров сообщил через пророков обо всем, что произойдет, и произвел своим голосом свидетельство в мире. Но Иоанн говорит, что - поскольку он хотел было писать о том многом, о чем громы сказали голосами своими, то есть обо всем, предсказан­ном в Ветхом Завете неясно, - ему было запрещено писать и [сказано] сохранить в тайне то, что он узнал. Поскольку он был апостолом, не подобало даровать благодать следующего чина человеку первого чина, ибо время близко (Откр. 1:3; 22:10).

Апостолы победили неверие силами и предвозвещенными знамениями, и великими чудесами. После апостолов уже признанным верой церквам дано утешение в интерпретации пророчеств священ­ных Писаний, толкователи которых названы пророками. Ибо говорит апостол: И поставил <… > в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророка­ми, в-третьих, учителями (1Кор 12:28) и далее. А в другом месте речет: И пророки пусть говорят, двое или трое, а прочие пусть оценивают (1Кор 14:29), и говорит: И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1Кор 11:5).

И когда же Павел говорит: И пророки пусть говорят, двое или трое, а прочие пусть оценивают, то говорит не о неслыханных и непознанных кафоли­ческих пророчествах, но уже быв­ших. А остальные должны рассуждать о том, согласуется ли толкование со свидетельствами пророческого слова.

И так ясно, что для Иоанна, вооруженного более высокой Благодатью, это не было необходимым, поскольку Церковь Христова украшается своими членами и должна соответствовать своему чину.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать, но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов и не пиши сего

Запечатлением того, что говорили семь громов, показывается, что теперь это неизвестно, но будет потом изъяснено самым опытом и течением вещей. Божественным гласом Апостол был научен запечатлеть сии гласы только в уме, окончательное же познание и разъяснение предоставит последним временам. И Даниил некогда был предупрежден, что запечатлены и сокрыты подобные сим слова.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-6 И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет

В Х гл. прямое течение откровения прерывается, и Иоанн видит и описывает одно промежуточное видение. - Иоанн созерцает еще нового Ангела, изображение которого говорит о том, что он - простой вестник Бож. воли, хотя и один из высших вестников: он нисходит с неба, как бы от Бога. Этот Ангел (облечен) окружен облаком для обнаружения большей славы и величия; над его головою была радуга, которая в данном случае была преломлением лучей в облаке, окружавшем Ангела, сияющего как солнца. Лицо его было как солнце, ноги же его как столпы огненные. Эта черта от мысли о благости и милосердии Божием переводит к мысли о Бож. суде, который, ликуя благочестивых, карает нечестивых. В руке Ангела Иоанн заметил раскрытую книжку, содержание которой было, однако, еще неизвестно из прежнего, а будет открыто только в последующих явлениях. - Море и земля - это весь мир, пред которым является Ангел с раскрытою книгою как вестник наступающего страшного суда. Возглас Ангела может быть понят как сигнал к дальнейшему раскрытию явления. Этот сигнал может быть уподобен тем возгласам четырех животных, которые слышались при снятии четырех печатей. Голоса же громов были не простые громовые звуки, но были речью, которая раскрывала и сообщала что-то, что для нас осталось неизвестным. Они проговорили то, что Иоанн слышал и даже хотел записать, но голос, принадлежавший кому-либо из небожителей (едва ли Самому Богу), запретил записывать слышанное, и оно осталось навсегда неизвестным. Эти голоса громов сообразно с самым образом Ангела и сообразно с содержанием его клятвы (6-7 ст.) относятся, несомненно, к концу мира, а так как о последнем дне мира и о дне пришествия Господа людям знать не дано (Мф. 24:36), то для них должно остаться неизвестным и содержание семи громов. Как бы для большего усиления впечатления откровения истины о непреложности Божественного определения относительно предстоящего суда над миром, Ангел, стоящий на море и на земле, клянется, подняв руки к небу (Дан 12:7). Ангел клянется Живущим во веки веков и Творцом всего. Смысл указания на это Бож. свойство тот, что Господь Бог, как всемогущий Творец, может довести создания Своих рук до конечной цели их бытия. Содержание же самой клятвы есть просто указание на то, что скоро без всякого промедления наступит окончание земного времени, или на то, что близко время вечности, так как близок день суда [Андрей Кесар., Ewald, Lutardt, Suller, Kliefoth] и общемирового переворота.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-4: И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные; в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.

Снова – ангел сильный, не только величественный по виду своему, но и настолько важный в возглашении своем, что, когда он воскликнул, отозвались семь громов голосами своими. В этом еще больше открывается нам та истина, что Всемогущий Промыслитель мира дает соучастие в деле мироправления Своего совершенным и верным из творений Своих, так что постоянный и необходимый порядок и строй на земле действительно имеют свой прообраз в виде стройного чиноначалия и соподчинения и на небе. Величие и свойства могущества и славы этого ангела изображается тем, что он облечен в облако – по подобию Сына Божия (см. выше); что лицо его сияет, как солнце, а над головою его радуга, как и у Самого Сидящего на Престоле; да и ноги его – как столпы огненные, и голос – как громкое рычание льва. Книжка, которую он держит уже в раскрытом виде, обозначает, как можно думать, уже выявившуюся и законченную или заканчивающуюся сторону истории человечества, вернее всего – в применении к участи нечестивых. Но, очевидно, в ней было или с ней связывалось и нечто тайное, что для небесного мира возвестили голосами своими раздавшиеся семь громов, но что было еще преждевременно знать роду человеческому, почему Иоанн и не мог исполнить своего желания – записать сказанное (и что, как можно догадываться, было так для людей интересно и важно, что Иоанн сам поспешил было записать, еще не слышав повеления о том, но ему не было позволено это сделать). Указание Иоанна, что ангел стал одной ногой на море, а другой на землю, могло, конечно, также относиться и к чертам величия и, так сказать, грандиозности самого сильного ангела. Но можно усматривать здесь и символическое обозначение того, что судьбы книги раскрытой касаются как земли, так и моря. По святому же Андрею, «столпи огненны означают наводимые ангелом страх и наказания нечестивым, разбойничающим на земле и на море; для означения сего наказания беззаконников повсюду он и поставил правую ногу на землю, а левую на море» (? – наоборот, на море правую). Далее, по нему – «голос ангела, подобный рыканью льва, показывает, что его наказание страшно и нестерпимо», а под семью громами «следует разуметь или семь гласов одного угрожающего ангела, или семь других ангелов, предвозвещающих о будущем, так как сии ангелы полагаются повторяющими слова первого ангела. От него, по указанному блаженным Дионисием благопорядку ангельскому, они воспринимают как самую заповедь, так и благовременность пророчествования». Запечатлей, яже глаголаша седмь громов... Сим «показывается, что теперь это неизвестно, но будет потом изъяснено самым опытом и течением вещей. Божественным гласом апостол научен запечатлеть сии гласы только в уме, окончательное же познание и разъяснение предоставить последним временам.

И Даниил некогда был предупрежден, что запечатлены и сокрыты подобные сим слова» до последнего времени.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
 

  Св. Андрей Кесарийский полагает, что эти «семь громов» или «семь гласов» одного угрожающего Ангела, или семи других Ангелов, предвозвещающих о будущем. То, что они говорили, «теперь неизвестно, но будет потом изъяснено самим опытом и течением вещей». Окончательное познание и разъяснение того, что они возглашали, принадлежит последним временам (св. Андрей, гл.28).

  Некоторые полагают, что это – семь периодов в истории человечества: 1) Торжество Христианства над язычеством, 2) Великое переселение народов и крушение Римской империи, на месте которой возникают новые христианские государства, 3) Появление магометанства и крушение Византийской империи, 4) Эпоха крестовых походов, 5) Падение благочестия в Византии, покоренной исламом, и в Древнем Риме, где возобладал дух папизма, результатом чего явилось отступничество от Церкви в виде Реформации, 6) Революции и водворение всюду социальной анархии, из которой должен выйти «сын погибели» – антихрист и 7) восстановление римской, то есть всемирной, империи с антихристом во главе и кончина мира. Изображать вперед все эти события не было надобности, ибо они развертываются во времени.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible