Скрыть
сотворя́яй на не́бо восхо́дъ сво́й и обѣща́нiе свое́ на земли́ основа́яй, при­­зыва́яй во́ду морску́ю и пролива́яй ю́ на лице́ земли́: Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель и́мя ему́.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Сотворяяй на небе все горние силы, Ангелов и хранителей.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему

Господь Бог всемогущий, который взирает на землю или касается ея и колеблет ее, также устрояет ежедневно восхождение Свое на небе (или на небо) и говорит в Евангелии. Отец Мой доселе делает и Аз делаю (Ин. 5:17). И не один раз из ребра Адама Он создал Еву (Быт. гл. 2) в образ Церкви, но ежедневно созидает верующих и членов тела Своего и от земли возводит к небу, Сам восходя с ними. Господь восходит на небо с Енохом (Быт. гл. 5), восходит с Илиею (4 Цар. гл. 2) восходит с Моисеем, которого место погребения нельзя было найти на земле (Втор. гл. 34), потому что он возшел на небо. Он восходит с Павлом, сосудом избранным, который из гонителя превратился в апостола и из низших областей был восхищен в высшие, так что восходил на третье небо, и чрез Духа Святого и Сына достигал Отца и слышал неизреченные слова таинства Троицы, которые людям нельзя слышать (2 Кор. гл. 12). Таким образом, Тот, кто ежедневно восходит с святыми, основал союз (fasciculum) Свой на земле, о котором в Евангелии говорится: не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец Мой обитать в тебе (Лк. 12:32). Этот союз связан единою религию Господа. Поэтому и самая религия получила название от слова «religare» (связывать), соединения в союз Господень. Далее, по Семидесяти, Он основывает обетование Свое на земле. чтобы все обетования, возвещенные устами Его пророков, не были пустым звуком и лишь пустыми иносказательными словами, но чтобы имели основание на земле. Но, имея историческое основание, они получают высший духовный смысл, так что действительно Христос родился от Девы, действительно Он воскресил умершего Лазаря, действительно от прикосновения к Нему исцелилась кровоточивая (αἰμοῤῤοῦσα), действительно по пришествии Господа слепые стали видеть, хромые ходить, сведенные руки протягиваться, прокаженные очищаться, хотя в иносказательном смысле ежедневно рождается от души девственной слово Божие, ежедневно мертвым вследствие греха и связанным вервиями пороков повелевается выйти из гроба своих преступлений, ежедневно дела крови затягиваются, слепые узревают свет чрез верность Христу, бывшие прежде хромыми в вере идут по пути Господню, руки, бывшие вследствие корыстолюбия, сухими, протягиваются для милостыни, и прокаженная Мария, осквернявшая все то, к чему она прикасалась, получает прежнюю чистоту (Числ. гл. 12). Господь также призывает самые горькие воды моря, и изливает их на тех, которые обращают лице свое к Господу. Призывает же Он горькие воды, делает их сладкими, изводит ветры из хранилищ Своих, тяжелые, вследствие насыщения солью, воды Своим повелением поднимает на высоту и, делая их более жидкими, и очищая посредством теплоты воздуха, превращает в дожди и посылает их на лице земли для того, чтобы все, томящееся жаждою, напаялось дождями и чтобы преизбыточествовала благодать там, где изобиловал грех.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сотворяяй на небо восход свой и обещание свое на земли основаяй, призываяй воду морскую и проливаяй ю на лице земли: Господь Вседержитель имя ему

Устрашает удаляющихся от Бога словами, еще более подробными, и побуждает к лучшему, искусно изъясняя превосходство и всемогущество Божественного естества, и старается доказать, что всегда и во всяком случае Он приведет в исполнение слова Свои без всякого препятствия с чьей-либо стороны. Кто, говорит, касается земли и колеблет ее (сейчас указанным нами способом), тот же самый устраивает на небо восход свой.

Как бы говорит: Он имеет всю власть, так что восходит на самые небеса, и владеет державою над всеми, при чем Он имеет в подчинении Себе блаженный собор – вышний, небесный, или – святых ангелов, потому что, как мы думаем, небо есть живущие на нем ангелы. Нужно заметить, что это в прикровенном виде созерцал Иаков: лествица от земли досягала до неба, «и Господь», говорит, «утверждашеся на ней», и видел ангелов восходящих и нисходящих по ней (Быт.28). Это, думаю, и есть: сотворяяй на небо восход свой. Но, говорит, и что Он обещает жителям земли, то, без сомнения, непоколебимо, несокрушимо и как бы утверждено на основании, потому что никоим образом не окажется бессильным Господь сил, и слово Его не будет безуспешно. В этом удостоверяет нас Спаситель, говоря: «небо и земля мимоидет, словеса же моя не мимоидут» (Мф.24:35). Он же есть и тот, кто неизреченною силою поднимает воду морскую и дождит на землю, то есть – опять таки – управляющий небесным и настолько сильный, что легко претворяет природу сущего во что Ему угодно, и имя Ему Господь и Бог, и кроме того Вседержитель. Этого нельзя считать простым наименованием, как без сомнения, нередко бывает у людей, но оно употреблено вполне соответственно самой истине: и у нас самих, и у святых ангелов именуется так потому, что Он по существу господствует и облечен властию над всем. Итак, цель пророка – чем можно больше и на сколько он мог устрашить обольщенных, с наибольшим успехом убедить их в необходимости поскорее пойти как бы назад, считать делом славным справедливость и снова признать вожделенным благочестие по отношению к Богу, страхом грядущего крепко сдерживая влечение к постыдному; и это, думаю, справедливо сказано устами Давида Владыке всяческих: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» (Пс.31:9).

Можно сказать, и с полным правом, также о Христе, что Он есть сотворяяй на небо восход свой. Ведь Он явился свыше, с неба, потому что как Бог от Бога рожден по естеству. Посему и говорил: «аз от вышних есмь» (Ин.8:23). Засвидетельствовал о Нем и мудрый Иоанн, говоря: «грядый свыше, над всеми есть» (Ин.3:31). Но Он имеет восхождение на небеса по существу, ибо, как я сказал, они изначала принадлежат Ему как Богу, Который явил Себя доступным для жителей земли. Он «Предтеча о нас вниде» (Евр.6:20) к Отцу и, как пишет Павел, обновил нам путь новый и живой (Евр.10:19–20), потому что за нас как человек предстал пред лицом Бога и Отца, Который «воскресил нас с Ним и спосадил на небесных» (Ефес.2:6). Но так как восшел Христос, то устроил восхождение и нам, если справедлив Павел, говоря: «яко мы живущии не имамы предварити умерших, но купно с ними восхищени будем на облацех» (1Сол.4:15,17). Итак, восшел как человек, чтобы Ему одному приличествующее восхождение (ибо Он есть Бог и от Бога) сделать доступным и для нас, верующих. Он и утверждает обещание свое на земли, потому что отнюдь не солжет, но исполнит то, что обещает нам совершить. Так он сказал: «уне есть вам, да аз иду: аще бо не иду аз, Утешитель не приидет к вам» (Ин.16:7). Посему и повелел Апостолам «от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча», которое слышали от Него (Деян.1:4), излил же на них богатно благодать. Посему-то они и были свидетелями славы Его «во Иерусалиме же и во Иудеи», и по всей земле (Деян.1:8). Найдем также, что обетование Его подтверждается и иным образом: мы веруем, что Он воскресит нас из мертвых, соделает победителями тления и «преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его» (Флп.3:21) и примет нас участниками Своего царствия. Он также призывает воду морскую и проливает ее на лице земли, то есть: горькое, неприятное и негодное к употреблению прелагает в пригодное. Так: буква закона убивает, и сень сама по себе бесполезна, но для нас, разумеющих, она сделалась весьма полезною для постижения Христа и оказалась как бы некоторым духовным дождем, орошающим в некотором роде поднебесную, если справедливо, что закон, некогда для древних тягостный и невыносимый, для нас стал пестуном к таинству Христову, так что и от него можно получить плод, истончая грубую оболочку сени для извлечения истины. Посему примем сказанное как бы в виде примера, приведем в подтверждение и воду Мерры (Исх.15), которая была горька, но усладилась, когда Бог показал Моисею и дерево и повелел его положить в воду. Дерево же было образом и типом честного креста, благодаря которому закон стал сладким и как бы весьма удобным для питья, хотя история (его ближайший смысл) содержит в себе горечь, потому что буква убивает, как я сказал, вернее же, как написал нам мудрый Павел.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9:6-7. Сотворя́яй на не́бо восхо́дъ сво́й и обѣща́нiе свое́ на земли́ основа́яй, призыва́яй во́ду морску́ю и пролива́яй ю́ на лице́ земли́: Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель Имя Ему́.
Не я́коже ли сы́нове Еѳiо́пстiи вы́ есте́ Мнѣ́, сы́нове Изра́илевы? глаго́летъ Госпо́дь. Не Изра́иля ли изведо́хъ изъ земли́ Еги́петскiя и иноплеме́нники изъ Каппадокі́и и Си́ряны изъ ро́ва?


9:6-7. Он устро́ил го́рние черто́ги Свои́ на небеса́х и свод Свой утверди́л на земле́, призыва́ет во́ды морски́е и излива́ет их по лицу́ земли́; Госпо́дь — Имя Ему́.
Не таковы́ ли, как сыны́ Ефиопля́н, и вы для Меня́, сыны́ Изра́илевы? говори́т Госпо́дь. Не Я́ ли вы́вел Изра́иля из земли́ Еги́петской, и Филисти́млян — из Кафто́ра, и Арамля́н — из Ки́ра?


Подобно сему сказанное блаженным Давидом: «на высоких живый, и на смиренный призираяй» (Пс.112:5,6). Указует на дела всемогущества, чтобы подтвердить тем угрозы. Будучи одинаковой природы с Ефиоплянами и с прочими людьми, сподоблены вы были Моего большего паче всех промышления. И указывая на сие, присовокупил: «не таковы́ ли, как сыны́ Ефиопля́н, и вы для Меня́, сыны́ Изра́илевы?». Переселялись и другие, оставив прежнее отечество, переходили в другое, например: Сирияне и Филистимляне, но нe одинаково с вами. Ибо об их переселении никто не знал, а о вашем со славою говорит всякий из людей. Они переселившись живут с другими народами, управляясь их законами; а вы, преодолев жителей и всех их истребив до конца, стали владельцами земли, которую они занимали, потому что вы пользовались Моею помощью.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему.

Пророк дает образное описание величия Божия. - Он устроил горние чертоги Свои (maalothav) на небесах: maalah значит собственно восход или ступень на лестнице (3 Цар Х:19; Пс CXX и др. ); LXX перевели его словом anabasiV, слав. «восход»; новейшие комментаторы обыкновенно отождествляют maalothav с евр. alijоth вышние обители, горние чертоги. - И свод Свой (Vaaguddatho): евр. aguddah значит связь, ярмо, пояс (Исх XII:22; Ис LVIII:6), толпа людей (2Цар II:25); в приложении к зданию agguddah может означать свод, фундамент, в каковом смысле и употреблено это слово в ст. 6-м. Пророк называет фундаментом (сводом) чертогов вышних твердь или видимое небо. Все выражение пророка тождественно крепкому изречению Исаии: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих (LXVI:I): - LXX производили слово aguddah от гл. nagad и перевели - epaggelia - свидетельство, обещание; отсюда в слав. «обещание Свое на земли основаяй».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 5-7 Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему. Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Кира? 

«Ибо» обратит Свой гневный взор на Израиля Тот, который есть «Господь», прибавляет с своей стороны для усиления угро­зы Божией пророк, «Бог Саваоф коснется земли, – и она растает», который только что проявит свой судный, страшный гнев на земле (Пс.35:7), только что чрез всемирных завоевателей этих исполнителей воли своей начнет совершать свой суд на земле, как земля эта тотчас же приходит в расстройство: царства, существующие на ней, падают, города разрушаются, богатые растительностью, плодоносные местности, возделанные поля, обработанные сады и виноградники приходят в пустынное состояние, «и восплачут все живущие на ней», пораженные судом Господним, «и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская», и вся она при­ходит как бы в колебательное движение, вся она волнуется наподобие бурного моря или наподобие во время своего разлития волнующейся как море реки Нила (см. Ам.8:8). Обратит на Изра­иля свой гневный взор Тот, который «на небесах (из облаков) устроил горние чертоги Свои (ср. Пс.103:3), и свод Свой (небесную твердь, небо) утвердил на земле; призывает воды морские, и изливает их по лицу земли», ко­торый, царственно восседая на небе в своих из облаков составленных чертогах, владеет силою отворять небесные окна и разверзать все источники великой бездны, владеет силою посылать из облаков небесных на землю продолжительные, проливные дожди и заставлять все источники вод выходить из своих берегов и затоплять собою всю поверхность суши (см. Быт.7:10-12); или, говоря без образов (так как речь здесь образ­ная), который владеет силою вызывать многочисленные, как море, массы войственных народов и этими народами наводнять земли грозного суда своего (ср. Ис.8:7-8), «Господь имя Ему». Таковыми-то массами войственных народов Господь и наводнит теперь землю народа Израилева – наводнит потому, что Израиль, вследствие своего упорного и продолжительного удаления от истинного Бога, стал также далек и чужд этому Бо­гу, как далеки и чужды Ему языческие народы, и по своей нрав­ственной нечистоте он стал так же черен (см Иер.13:23), как по своему наружному виду, по своей коже черны язычествующие сыны Куша сыны Хамовы, обитатели Африки и ближайшим образом Эфиопии. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь». Самое выведение народа из земли египетской, свидетельствовавшее об избрании Израиля в народ Божий и служившее в этом отношении ручательством за то, что Господь не отвергнет своего народа и не даст его во власть врага, теперь, когда народ вследствие своего уклонения от Бога, перестал быть народом Божьим и в отношении к Богу стал как язычник,– потеряло свое богоизбранное значение, оно стало по­добно обыкновенному выведению, какое испытывали на себе и языческие народы. Поэтому Израиль теперь уже никак не может смотреть на себя как на народ богоизбранный и в этом избрании Божием полагает для себя надежду и успокоение от всякой опасности. «Не Я ли вывел», говорит Господь, «Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора (местности, в настоящее время с несомненной точностью еще неопределен­ной, но полагаемой новейшими учеными в прибрежье дельты реки Нила), и Арамлян – из Кира?». Оба означенные народы избираются из среды всех языческих народов и вместо них всех приводятся как пример, – филистимляне потому, что, как необрезанные, нахо­дились в особенном презрении у Израиля, а Арамеяне потому, что выше пророком предвозвещено было им переселение в тот же Кур, откуда они выселились в Сирию. Сопоставляя с таки­ми народами Израиля, Господь тем самым показывал с одной стороны глубокое падение своего народа, полное по его духовному настроению уподобление его так презираемому им необрезанному народу и филистимскому, а с другой такое же выселение его из своей земли, какое было предсказано и Араму.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible