Скрыть
Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и послю́ гла́дъ на зе́млю, не гла́дъ хлѣ́ба, ни жа́жду воды́, но гла́дъ слы́шанiя сло́ва Госпо́дня:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И послю глад на землю, не глад хлеба, но глад слышания слова Господня. Пророк предсказывает Иудеям, что не будет у них Пророка, который бы, как бывало прежде, возвещал им словеса и глаголы Господни.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-14 Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию! - Они падут и уже не встанут

Слова воды в еврейском тексте нет, а очищение, которое мы перевели чрез грех и которое по-еврейски называется «asamath», означает идола, что служит началом грехов. Древняя история как латинян, так греков и всех варварских народов свидетельствует, что нет ничего мучительнее голода, который часто заставляет обуявших питаться человеческими телами и проявлять противную [человеческой] природе жестокость, так что и родители не щадят малых детей, и муж растерзывает члены своей жены, к которой он прежде питал глубокую любовь. Если так бывает вследствие физического голода, то что следует сказать о голоде духовном? Этот голод в соединении с сильнейшею жаждою поразил, при воскресении Господа, иудеев, не имеющих хлеба, сходящего с неба, и той воды, которая истекает из чрева Иисуса. У них отнят закон и навеки умолкли пророки; они переходят от моря до моря и от Британского океана до Атлантического океана, то есть от запада до юга и от севера до востока, и странствуя по всему миру, не могут найти слова Божия. Здесь мы спросим иудеев: какое время означает этот день, в который они будут испытывать голод слышания слова Господня, тем более что они имеют Писания и следуют простой букве? Им мы скажем, что здесь заключается предречение о голоде духовного разумения, чрез которое можно видеть Христа и находить страдание и воскресение Господа. Они скитаются по миру и ищут слова Господня, но не находят его, потому что они отвергли Слово Господне, которое было в руках всех пророков, которое в начале было у Отца, которое стало плотию и обитало с нами (Ин. гл. 1). В то время оскудели от жажды прекрасные девы и юноши или избранные и учители (ибо это означает «baurim»). Прекрасные девы означают синагоги, а избранные – учителей народа. Оскудение их свидетельствует об исполнении проклятий, [заключающихся] в книге Второзакония относительно народа иудейского (гл. 27–29). Эти избранные и учители клялись идолом самарийским и говорили: жив бог твой, Дан, в пределах земли иудейской, где теперь находится Панея и где в то время совершалось служение золотому тельцу, и жив путь в Вирсавию, потому что туда ходили редко и длинным путем по причине царей иудейских как праведных, так и неправедных. Так как они это делали, то падут и уже не восстанут, то есть не получат того состояния, в котором прежде были. Посылает же Господь голод на землю для тех, которые мудрствуют о земном, и голод не хлеба и жажду не воды, но слышания слова Господня, когда по причине грехов народа оскудевает (или оскудело) учение в церквах; они доходят от моря до моря, то есть от соленых и самых горьких вод до моря, не направляясь к рекам и разного рода источникам с водою наиболее приятного вкуса, но [от горьких вод] снова устремляясь к горьким, и от севера до востока, желая оставить север (откуда дует самый суровый ветер, который неопытные называют благоприятным) и достигнуть востока, которого не могут найти, потому что они не идут прямым путем, но бродят по непроходимым тропинкам и, не держась царского пути, блуждают по кривым и извилистым путям. В то время оскудеют души девственные, которые апостол называет неповрежденными, и которым он желает обладать вечною чистотою, когда пишет Коринфянам: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови. Боюся же, да не како, якоже змий Еву прелсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваша и уклонятся от простоты яже о Христе (2Кор. 11:2–3). Если бы все девы были прекрасными или добрыми, то никогда не было бы сказано: оскудеют девы добрые, но в отличие от худых дев сказано о добрых, которые святы телом и духом. Худые – это те пять неразумных дев, которые не заготовили масла для своих светильников (Мф. гл. 25). А добрые и красивые девы – те, которые имели свет добродетелей и вошли в чертог жениха. Оскудеют же девы потому, что не найдут слова Господня. Отсюда мы видим, что если нет учения в церквах, то погибает целомудрие, уничтожается чистота, исчезают все добродетели, потому что не вкушают слова Господня, между тем как вкушающий эту пищу и насыщающийся ею услышать слова Соломона: праведный ядый насыщает душу свою, души же нечестивых голодают (или будут голодать, – Притч. 13:26). И Давид, достигши старости, свободно воспевал: я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36:25). Но сколько мучеников при гонениях погибли от голода и нуждались в хлебе и телесной пище! Следовательно здесь говорится о том хлебе, который сходит с неба, и кто вкушает его, тот не может иметь ни голода, ни жажды. При оскудении же дев оскудеют и юноши, которые прежде побеждали мир, и оскудеют они потому, что клянутся идолом Самарии, которую мы всегда понимаем, как образ еретиков, согласно с словами этого же самого пророка: горе презирающим Сион и надеющимся на гору Самарийскую (Ам. 6:1). Ибо еретики презирают церковь Божию и надеются на свои лжеучения, возносясь против знания Божия, и, произведши разделение в народе Его, говорят: нет нам части в Давиде и наследия в сыне Иессеевом (3Цар. 12:16). Поэтому если кто клянется грехом Самарии и говорит: жив бог твой, Дан, жив пут в Вирсавию, тот падет и уже не в состоянии будет встать. Колено Даново в отдаленнейших пределах иудейских не могло найти удела, как написано в книге Судей (гл. 18), и [слово Дан] означает суд. Вирсавия же, смотря по различию ударений, означает на нашем языке колодезь клятвы или колодезь насыщения и седьми. Таким образом и еретики в крайних пределах Священных Писаний будут жаждать, презирая суд Божий и стремясь к пути в Вирсавию, находившуюся в колене Иудином, и желая подражать великому числу таинств Церкви, говорят, что они сыты и пресытились. Их укоряет апостол Павел, говоря: се сыти есте, се обогатистеся (1Кор. 4:8). Они клянутся именем Господним и, раз павши, уже не встанут, потому что они богов – идолов признают своим Богом. Но кои желают принести покаяние и не говорят: жив бог твой, Дан, и жив путь в Вирсавию, те услышат слова Иеремии: еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится? (Иер. 8:4).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 Се дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды: но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря: и от севера до восток обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут

Написано: «Господи, в скорби помянухом тя, в скорби мале наказание твое нам» (Ис.26:16), и божественный Давид, зная, что скорбь есть нечто превосходное и истинно полезное, то говорил: «от скорби призвах Господа» (Пс.117:5), а то еще: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим» (Пс.118:71). Скорби делают нас более благоразумными, извлекают из сетей нерадения, побуждая любить правильный образ жизни и как бы необходимостию и страхом подчиняя горячего и непокорного игу умеренности и послушания. Итак, говорит, когда будет опустошена Самария и Вавилонянин будет жечь города, тогда, хотя бы кто и захотел узнать, в чем состоит воля Божия, какими действиями и речами можно получить от Него помилование, чтобы избавиться от гнева, не будет, говорит, учащего: наведу на них голод слова Божия, так что не отыщется решительно ни одного пророка, хотя бы они пробежали от запада до востока и от юга до севера. Подобно этому сказанное Богом Иезекиилю: «и язык твой свяжу, и онемееши, и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть» (Иез.3:26); ибо те, которые однажды презрели слово Господне, если потом и сами пожелают его, по справедливости не получат. Водами колеблющимися называет неизмеримое множество Иудеев, которое пришло в смятение и стало походить на волны в море, когда они мечутся во все стороны при порывах ветра.

И иным способом: когда был распят Христос, жалкие Иудеи почувствовали голод слова Божия, потому что у них не стало уже пророка, ни настоящего учителя, умеющего истончить толщу Моисеева повествования и разъяснить сокрытые письменами тайны, так как они не приняли Христа, говорившего: «аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе, и даяй живот миру» (Ин.6:51,33). За это они слышали и то, что в другом месте Он говорил устами Исаии: «се, работающии ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии ми пити будут, вы же возжаждете» (Ис.65:13). Справедливо, конечно, и то, «не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит» (Прит.10:3), не ниспосылая им божественного слова, воспитывающего в уме стремление к добродетели, ибо, как сказал сам Спаситель, «не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих» (Мф.4:4).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

8:1-12. Си́це показа́ ми Госпо́дь Бо́гъ: и се́, сосу́дъ птицело́вца.
И рече́ [Госпо́дь]: что́ ты́ ви́диши, Амо́се? И рѣ́хъ: сосу́дъ птицело́вца. И рече́ Госпо́дь ко мнѣ́: приспѣ́ коне́цъ на лю́ди Моя́ Изра́иля, не приложу́ ксему́ е́же мимоити́ его́.
И воспла́чутся стро́пове Хра́ма въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ: мно́зи па́дшiи во все́мъ мѣ́стѣ, наве́ргу молча́нiе.
Слы́шите у́бо сiя́, сокруша́ющiи изъ у́тра убо́гаго и наси́льствующiи ни́щихъ от земли́,
глаго́лющiи: когда́ пре́йдетъ ме́сяцъ, и прода́мы, и [когда́ пре́йдутъ] суббо́ты, и отве́рземъ сокро́вища на́ша, е́же сотвори́ти мѣ́ру ма́лу, и увели́чити мѣ́рило, и сотвори́ти вѣ́съ непра́веденъ,
я́ко да притя́жемъ убо́гiя сребро́мъ и ни́щаго за сапоги́, и от вся́каго жи́та ку́плю сотвори́мъ?
Клене́тся Госпо́дь на презо́рство Иа́ковле, а́ще забу́детъ въ коне́цъ вся́ дѣла́ ва́ша:
и о си́хъ не возмяте́тся ли земля́, и воспла́чется вся́къ живя́й на не́й? и взы́детъ я́ко рѣка́ сконча́нiе [ея́], и сни́детъ я́коже рѣка́ Еги́петская.
И бу́детъ въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ, за́йдетъ со́лнце въ полу́дне, и поме́ркнетъ на земли́ въ де́нь свѣ́тъ:
и превращу́ пра́здники ва́шя въ жа́лость и вся́ пѣ́сни ва́шя въ пла́чь, и возложу́ на вся́къ хребе́тъ вре́тище и на вся́ку главу́ плѣ́шь, и положу́ его́ я́ко жа́лость люби́маго и су́щыя съ ни́мъ я́ко де́нь болѣ́зни. 
Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и послю́ гла́дъ на зе́млю, не гла́дъ хлѣ́ба, ни жа́жду воды́, но гла́дъ слы́шанiя Сло́ва Госпо́дня:
и поколе́блются во́ды от мо́ря до мо́ря и от сѣ́вера до восто́къ, и обтеку́тъ и́щуще Словесе́ Госпо́дня, и не обря́щутъ. 


8:1-12. Тако́е виде́ние откры́л мне Госпо́дь Бог: вот корзи́на со спе́лыми плода́ми.
И сказа́л Он: что ты ви́дишь, Амо́с? Я отве́тил: корзи́ну со спе́лыми плода́ми. Тогда́ Госпо́дь сказа́л мне: приспе́л коне́ц наро́ду Моему́, Изра́илю: не бу́ду бо́лее проща́ть ему́.
Пе́сни черто́га в тот день обратя́тся в рыда́ние, говори́т Госпо́дь Бог; мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча.
Вы́слушайте э́то, а́лчущие поглоти́ть бе́дных и погуби́ть ни́щих,—
вы, кото́рые говори́те: «когда́-то пройдёт новолу́ние, что́бы нам продава́ть хлеб, и суббо́та, что́бы откры́ть жи́тницы, уме́ньшить ме́ру, увели́чить це́ну си́кля и обма́нывать неве́рными веса́ми,
что́бы покупа́ть неиму́щих за серебро́ и бе́дных за па́ру о́буви, а вы́севки из хле́ба продава́ть».
Кля́лся Госпо́дь сла́вою Иа́кова: пои́стине вове́ки не забу́ду ни одного́ из дел их!
Не поколе́блется ли от э́того земля́, и не воспла́чет ли ка́ждый, живу́щий на ней? Взволну́ется вся она́, как река́, и бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская.
И бу́дет в тот день, говори́т Госпо́дь Бог: произведу́ зака́т со́лнца в по́лдень и омрачу́ зе́млю среди́ све́тлого дня.
И обращу́ пра́здники ва́ши в се́тование и все пе́сни ва́ши в плач, и возложу́ на все чре́сла вре́тище и плешь на вся́кую го́лову; и произведу́ в стране́ плач, как о еди́нственном сы́не, и коне́ц её бу́дет — как го́рький день.
Вот наступа́ют дни, говори́т Госпо́дь Бог, когда́ Я пошлю́ на зе́млю го́лод, — не го́лод хле́ба, не жа́жду воды́, но жа́жду слы́шания Слов Госпо́дних.
И бу́дут ходи́ть от мо́ря до мо́ря и скита́ться от се́вера к восто́ку, ища́ Сло́ва Госпо́дня, и не найду́т его́.


Видение сие означает, что скоро Израиль соделается добычею врагов. Ибо как птицы удобно уловляются силком; так народ уловлен будет Ассириянами.
Не буду более оказывать долготерпения, но в исполнение приведу предречения. Огонь вражеский коснется и Храма Моего. Словами же: «восплачутся стропове Храма» выразил плач умерщвляемых внутри Храма и треск горящих деревьев. И cие: «мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча» значит, что будет великое множество умерщвленных, и наступит великое молчание и безмолвие в городах, на путях и в селах по недостатку обитателей.
Посему обратите на это внимание вы, которые утесняете живущих в убожестве и нищете,
высчитываете новомесячия и субботы, собираете беззаконные прибытки,
употребляете неправильные весы и меры, разными способами порабощаете себе низших, и обогащаетесь всяким родом купли.
Презорством называет обиды, какие с надменностию делали бедным. Сказал же Пророк: «клялся Господь», показывая нелживость изрекаемаго. Не буду уже, говорит Бог, как бы некоему забвению предавать беззакония ваши, но всю землю, так сказать, подвигну на вас. Взявшие вас в плен отведут в рабство, оставив землю вашу в запустении.
Ибо сие дал разуметь, сказав: «бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская».
Тогда томящимся в бедствиях покажется, что солнце среди дня преложилось во тьму.
Все будут иметь печальный вид, остригши благолепие волос и надевши на себя вретище, и уподобятся оплакивающим смерть Единородного Сына.
А сверх сего нашлю глад и скудость, не плодов и воды, не пророчества и Божественного учения.
Будут скитаться, подобно водам устремляясь туда и сюда, блуждая с места на место, «ища́ Сло́ва Госпо́дня», и не получать желаемого. Но и величающияся ныне своим убранством девы, и воспитанные с ними юноши, томимые жаждою, преданы будут смерти.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних

Особенною тяжестью предстоящего Израилю суда, по изображению пророка, явится лишение слов Господних или божественных откровений. Обладание божественным откровением составляло преимущество Израиля пред языческими народами (Втор ХVIII:13-22) и было доказательством его избрания Богом. Лишение божественного слова означает, поэтому, предстоящее народу отвержение Богом.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 11-14 Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» – Они падут и уже не встанут. 

Горечь суда Господня особенно усилится оттого, что Господь отнимет от Израиля в то время свое просветительное и живо­творное слово откровенное. «Вот наступают дни», говорит Господь, «когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних». Эта жажда слышания слова Божия будет возбуждена в народе, конечно, долженствовавшими постигнуть его бедствиями. Приведенные этими бедствиями к сознанию своих грехов сыны Израилевы, не хотевшие прежде внимать словам Божиим, изрекаемым чрез пророков, те­перь будут страстно желать этих слов Божиих «и будут ходить от моря до моря», не от Мертвого до Средиземного и наоборот, а от одного конца земли, где море, до другого конца земли, где так же море, т. е. будут бродить от одного края земли до другого (Зах.9:10; Пс.71:8), «от севера к востоку» (сокращен­ная форма выражения вместо полной: от севера к югу и от запада к востоку, т. е. по всем странам земли) будут «скитаться», «ища слова Господня, и не найдут его. В тот день», продолжает пророк изображение мучительного состояния Израиля от оскудения среди него слова Божия, «истаявать будут от жажды красивые девы и юноши», будет истаивать, будет гибнуть от жажды слышания слова Божия самая цветущая и креп­кая часть народа (что же после этого сказать о людях слабых здоровьем и силами), будут гибнуть те,«которые клянутся грехом Самарийским», т. е клянущиеся золотым тельцом вефильским, как главным божеством Самарийского или Израильского царства, «и говорят (в своих клятвах): жив бог твой (золотой телец твой) Дан! и жив путь в Вирсавию!» Вы­ражение «путь в Вирсавию» употреблено вместо культ вирсавийский или вера вирсавийская. Культ вирсавийский состоял в таком же символико-образном служении Иегове, как это было и в Вефили, и Дане (см. Ам.5:5). Все таковые люди, долженствующие во время суда Господня за противление воле Господней подверг­нуться жажде слышания слова Божия, «падут и уже не встанут», заключает пророк.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible