Скрыть
И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 12, 14 И отвеща Амос, и рече ко Амасии. Амасия, жрец вефильский, видя, что царь отложил намерение убить Амоса, говорит Пророку: отъиди во Иудею, там в награду за твое пророчество дадут хлеб устам твоим. Ибо знал Амасия, что в Иудеи уважаются Пророки. Амос отвечает и говорит Амасии: не пророк аз, но пастырь бех; ягодичия обирая. Так говорит Пророк, чтущий Бога своего, жрецу, расхищающему капища своих богов: не учился я этому, потому что пастырь бех, ягодичия обирая, чтобы питаться ими, и привык к пище, какую легко находит всякий.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-13 И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей. И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский

Есть притча или, вернее, правило Соломона: не обличай злых, да не возненавидят тебе (Притч. 9:8). И наоборот, относительно добрых он внушает: обличай премудра, и возлюбит тя (там же). Также в другом месте он говорит: обличаяй человечы пути благодать имать паче языком ласкающего (Притч. 28:23). Таким образом, и Амос говорил в народу с целью исправления его и обращался к нему, по повелению Божию, с страшными угрозами, чтобы он, принесши покаяние, обратился к Богу и оставил идолов. Тогда священник из Вефиля, в котором находился золотой телец, поставленный Иеровоамом, сыном Наватовым, и [поддерживавшийся] другими преемниками его, посылает к Иеровоаму, внуку Ииуеву, вестника, чтобы сказать ему: Амос произвел возмущение против тебя или устраивает сборища и сходки среди твоего царства израильского и говорит такое, что земля царства твоего не может терпеть слов его. Осмеливается же посылать к царю израильскому он в качестве первосвященника, опасаясь утратить преимущества священства, если народ снова будет служить Богу. Он слышал о двух вещах: будут разрушены высоты идольские или жертвенники смеха и уничтожены будут святыни или обряды Израилевы, и восстанут с мечем против дома Иеровоамова, так что идолы, главным священником которых был Амасия, совершенно будут истреблены, и против Иеровоама восстанет Бог с мечем, если тот не покается; но он не говорит о своем оскорблении, чтобы показать, что он сокрушается лишь об оскорблении, наносимом царю. Ибо так, говорит он, говорит Амос. Ошибаешься, клеветник. Ибо во всех своих речах пророк не говорит от своего имени, но всегда во главе их ставит слова: так говорит Господь. Таким образом то, что сказал Господь, он приписывает пророку Амосу, чтобы более склонить царя в отмщению. Что же говорит Амос? От меча умрет Иеровоам. И в этих твоих словах заключается ложь, ибо [Амос] сказал не умрет, – потому что если бы он так сказал, то казалось бы, что принятие покаяния исключается, – но восстанет Господь с мечем против дома Иеровоамова, угрожая наказанием, а не подвергая ему. И не сказал: от меча умрет Иеровоам, а восстану с мечем против дома Иеровоамова, потому что не Иеровоам умер от меча, а дом его, то есть сын его Захария, который погиб, быв наказан Богом. А Израиль, говорит, переселится пленным из земли своей, при чем прибавь и прочее: если не покается. Но Иеровоам, отнесшись с пренебрежением к донесениям Амасии, как не заслуживающим внимания, не захотел отвечать на то, о чем тот доносил ему. Поэтому сам [Амасия] присвояет себе свойственную высшему священническому сану власть и говорит Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину. Пророки, как мы часто говорили, прежде назывались провидящими, потому что они очами сердца видели предсказываемое ими будущее. Благоразумный читатель может спросить: почему он называет провидящим и именем пророка того, кого заставляет удалиться из земли Израильской? Ему следует ответить: или он говорит иронически и χατὰ ἀντίφρασιν, в том смысле, что тот всегда лжет, или же потому, что он видел, что многие среди народа с любовию слушали его, вследствие чего он и донес царю: Амос устраивает сборища против тебя, – он не решается нанести явную обиду, чтобы не показаться оскорбляющим слушателей. Иди, говорит, в землю Иудину, в которой ты родился и где охотно слушают безумцев, и ешь там хлеб твой или живи там, или же, может быть, занимайся там своим ремеслом, чрез которое ты можешь добывать пропитание для себя, и там пророчествуй, имея многих, коих ты привык обольщать. В Вефиле же, в котором я состою священником, более не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царства. Это он говорит, как лжесвященник, льстя царскому могуществу, так что он говорит не святыня Бога нашего и дом идола, но святыня царя и дом царства, потому что все чтители ложных богов обыкновенно собственное высокомерие приписывают царям и стараются показать, что царь сделал то, что сами они делают. Все, истолкованное нами относительно Амасии, Иеровоама, Израиля и Амоса, в иносказательном смысле (τροπολογικῶς) следует относить к еретикам, священник которых, Амасия, обыкновенно посылает иногда к Иеровоаму, царю еретическому и покровителю еретиков, обвинения против святых мужей и проповедников веры и приказывает учителям не проповедовать среди Израиля, чтобы не поступать вопреки воле царя, потому что Вефиль, то есть дом Божий и ложная церковь, есть святыня царя и дом царства. Ибо они обыкновенно говорят: император нам повелевает, и если кто воспротивится им, то они тотчас взводят обвинение: так ты действуешь против императора? ты презираешь приказания государя? Но заметим, что многие христианские цари, преследовавшие церковь Божию и старавшиеся во всем мире утвердить арианское нечестие, своими преступлениями превосходят Иеровоама, царя израильского. Ибо этот отверг распоряжения лжесвященника и ничего не захотел ответить на его представления, а те с Амасиями, своими священниками, умертвили пророка Амоса и священников Господних, подвергая их голоду, лишениям, тюремному заключению и ссылке.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-13 И рече Амасиа ко Амосови, глаголя: видяй гряди и отъиди ты на землю Иудину, и тамо живи, и тамо да прорицаеши. А в Вефили посем не приложи прорицати, яко освящение царя есть, и дом есть царства

Наконец явно бесстыдствует и словам Божиим противопоставляет выражение своей собственной враждебности: называет пророка видящим, но, не ценя и не почитая его именем пророческим, а выставляя его как бы одним из лжепрорицателей, приказывает уйти в землю Иудину. Присовокупляя: тамо живи, говорит так: если ты домогаешься постыдных доходов и хочешь добыть необходимое для жизни, обольщая людей пустыми речами, то, оставив Самарию, говори принадлежащим к колену Иудину, а в Вефиле не пророчествуй, ибо освящение царя есть. Освящение говорит вместо: святыня или место святыни: там первый Иеровоам посвятил золотую телицу. А с тем, чтобы выставить вину пророка и против чести властителя, говорит: дом есть царства; ты же смущаешь царственное обиталище, возбуждаешь мятеж, опрометчиво сопротивляясь державной воле. Отсюда с ясностию можешь видеть, насколько истинно сказанное Богом к Израилю: «и напаясте освященныя вином, и пророком заповедасте, глаголюще: не прорицайте» (Амос.2:12).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7:10-17. И посла́ Амасі́а жре́цъ Веѳи́льскiй ко Иеровоа́му царю́ Изра́илеву глаго́ля: развра́ты твори́тъ на тя́ Амо́съ средѣ́ до́му Изра́илева, не возмо́жетъ земля́ подъя́ти всѣ́хъ слове́съ его́,
поне́же сiя́ глаго́летъ Амо́съ: ору́жiемъ сконча́ется Иеровоа́мъ, Изра́иль же плѣне́нъ отведе́тся от земли́ своея́.
И рече́ Амасі́а ко Амо́сови: ви́дяй гряди́ и отиди́ ты́ на зе́млю Иу́дину, и та́мо живи́, и та́мо да прорица́еши:
а въ Веѳи́ли посе́мъ не приложи́ прорица́ти, я́ко освяще́нiе царя́ е́сть и до́мъ е́сть ца́рства.
И отвѣща́ Амо́съ и рече́ ко Амасі́и: не бѣ́хъ проро́къ а́зъ, ниже́ сы́нъ проро́чь, но па́стырь бѣ́хъ и я́годичiя обира́я:
и поя́ мя Госпо́дь от ове́цъ и рече́ ко мнѣ́: иди́ и прорцы́ на лю́ди Моя́ Изра́иля.
И ны́нѣ слы́ши сло́во Госпо́дне: ты́ глаго́леши: не прорица́й на Изра́иля и не возмуща́й наро́да на до́мъ Иа́ковль:
сего́ ра́ди сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: жена́ твоя́ во гра́дѣ соблу́дитъ, сы́нове же твои́ и дще́ри ору́жiемъ паду́тъ, и земля́ твоя́ у́жемъ измѣ́рится, и ты́ на земли́ нечи́стѣй сконча́ешися, и Изра́иль плѣне́нъ отведе́тся от земли́ своея́.

7:10-17. И посла́л Ама́сия, свяще́нник Вефи́льский, к Иеровоа́му, царю́ Изра́ильскому, сказа́ть: Амо́с произво́дит возмуще́ние про́тив тебя́ среди́ до́ма Изра́илева; земля́ не мо́жет терпе́ть всех слов его́.
И́бо так говори́т Амо́с: «от меча́ умрёт Иеровоа́м, а Изра́иль непреме́нно отведён бу́дет пле́нным из земли́ свое́й».
И сказа́л Ама́сия Амо́су: прови́дец! пойди́ и удали́сь в зе́млю Иу́дину; там ешь хлеб и там проро́чествуй,
а в Вефи́ле бо́льше не проро́чествуй, и́бо он святы́ня царя́ и дом ца́рский.
И отвеча́л Амо́с и сказа́л Ама́сии: я не проро́к и не сын проро́ка; я был пасту́х и собира́л сикомо́ры.
Но Госпо́дь взял меня́ от ове́ц, и сказа́л мне Госпо́дь: «иди́, проро́чествуй к наро́ду Моему́, Изра́илю».
Тепе́рь вы́слушай сло́во Госпо́дне. Ты говори́шь: «не проро́чествуй на Изра́иля и не произноси́ слов на дом Исаа́ков».
За э́то вот что говори́т Госпо́дь: жена́ твоя́ бу́дет обесче́щена в го́роде, сыновья́ и до́чери твои́ паду́т от меча́, земля́ твоя́ бу́дет разделена́ межево́ю ве́рвью, а ты умрёшь в земле́ нечи́стой, и Изра́иль непреме́нно вы́веден бу́дет из земли́ свое́й.


Когда сказано сие было Пророком, Вефильский жрец Aмасия, убоявшись, что народ, приведенный в страх Божиими угрозами и прибегнув к покаянию, оставит служение идолам, а он утратит чрез это возможность приобресть себе выгоду, доносит на Пророка царю, к истинным словам приложив ложь.
Как сказанное о народе и царстве было истинно; так сказанное о царе – очевидная ложь. Однако же сие, как нимало не побудило Иеровоама наругаться над Пророком; так не убедило и Амасию оставаться в покое.
Напротив того, советовал Он Пророку удалиться, жить в Иудее и там предсказывать будущее;
потому что Вефиль был уделом царства Израильского. Но Амос свободно и о роде жизни своей сказывает и открывает о благодати, данной ему свыше.
Ибо говорит вместо: «собира́л сикомо́ры» Акила перевел: «отыскивающий дикие смоковницы», а Феодотион: «очищающий шелковичник», и Симмах: «имеющий у себя дикие смоковницы». Это – род дерева в Палестине; о нем упомянул и блаженный Евангелист Лука, сказав, что блаженный Закхей «возлезе на ягодичину» (Лук. 19:4). Слышал же я от одного, описывавшего тамошние места, что плод сего дерева не созревает, если не сделано будет на нем какого-нибудь малого надреза. Сие-то, вероятно, разумели семьдесят, употребив здесь слово: κνίζων вместо καρακῶν (очищающий) или βυλλέγων (собирающий).
Посему Амос говорит: меня, занимавшегося земледелием и пасением овец, Господь взял от овец и повелел пророчествовать.
Поэтому выслушай, Амасия, пророчество и о тебе самом, так как воспрещаешь ты пророчествовать мне об Израиле, опасаясь, что положу сим конец твоему несправедливому обогащению.
Итак, знай: сам увидишь, как живущая теперь с тобою жена всенародно и явно поругана будет врагами; потому что и ты побуждал народ к непотребству идолослужения, увидишь, что новорожденные тобою будут умерщвлены, и сам ты скончаешь жизнь в чужой земли, и весь народ потерпит одинаковое с тобою наказание. И когда постигнет сие вас, земля ваша будет отдана и раздавлена другим.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй

Неизвестно, как отнесся Иеровоам к доносу Вефильского жреца, Феодор Мопсуетский предполагает, что царь ничего не предпринял после доноса жреца вследствие уважения к пророку и по страху пред силой пророков, проявившейся во дни Илии и Елисея (4Цар XIV:24), возможно, также, что Иеровоам не придал значения проповеди пророка и потому, слишком уверен был в своей силе и благополучии. Тогда Амасия решил действовать самостоятельно и изгнал пророка из Вефипя. Провидец (евр. chozeh, слав. видяй); пророков называли прозорливцами, указывая этим на особенный только им свойственный дар прозрения; но Амасия, как можно заключать по тону всей его речи, называет Амоса прозорливцем в смысле ироническом. - Пойди и удались (lech berach lecha) в землю Иудину: точнее - иди поспешно, спасайся в землю Иудину; возможно, что этими словами Амасия делал намек на отправленньй царю донос, последствия которого могут быть опасными для пророка (Гоонакер). - Там ешь хлеб и там пророчествуй: Амасия оскорбляет пророка подозрением, что он пророчествует из-за корысти, - ради хлеба.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.7:12-17

Но напрасны были старания жреца обвинить пророка пред царем. Из пророческого повествования не видно, чтобы Иеровоам II обращал внимание на обвинительное донесение Амасии. По всей вероятности он не признавал пророческой деятельности Амоса настолько вредною и опасною для себя и своего царства, насколь­ко таковою представлял ее Амасия. Не достигши чрез царя того, чего домогался, т. е. изгнания пророка из Вефиля, верховный жрец вефильский стал сам пытаться удалить тягостного и опасного для себя и своего дела (служения тельцу) проповедника истинного Бога и грозного обличителя идолопоклоннического символико-образного служения Иегове. «И сказал», повествует далее пророк, «Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину», от угрожающего тебе наказания спасайся бегством в свое оте­чественное царство, царство иудейское, «там ешь хлеб, и там пророчествуй», и там, как в своем отечестве, можешь беспрепятственно удовлетворять своему призванию пророчествовать и пророчеством, как ремеслом, добывать себе прокормление,– «а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский», свя­тыня, которую основал царь, поставив нам золотого тельца (3Цар.12:28), – «дом царский» - это царский город, как главное, средоточное место царем обоснованного культа для всего десятиколенного Израиля, и пророчествовать в таком месте, вполне принадлежащем царю, пророчествовать пред царя же ни­кто не должен дерзать. На такого рода предложение вефильского жреца пророк отвечал, что если он пророчествует в Вефиле, то пророчествует вовсе не по своему личному призванию, вовсе не по своей профессии, ни тем более по ремеслу, как представ­ляет это Амазия. «И отвечал Амос», читаем в книге этого пророка, «и сказал Амазии: я не пророк (по своему личному призванию, по своей профессии), и не сын пророка», не воспитанник школ пророческих, образовавший себя там для прохождения пророческого служения, «но (по своему призванию) я был пастух, и собирал (для пропитания себя)  сикоморы»,– и как пастух я получал себе пропитание не от пророчествования, как ремесла какого-нибудь, а от сикомор, соби­рая плоды этого низшего рода смоковниц, который в изобилии рос на равнинах Иудеи и доставлял своими плодами пищу беднякам. «Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Таким образом пророк пророчествует в Вефиле по особенному призванию и посоль­ству Иеговы, и потому, кто препятствует ему пророчествовать, кто восстает против такой его деятельности, тот восстает против самого Иеговы и за это восстание должен подвергнуться наказанию со стороны Иеговы. «Теперь выслушай слово Господне», грозно об­ращается пророк к жрецу вефильскому: «Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов», не изливай в изобилии, как дождь, пророчеств своих (ср. Мих.2:6; Иез.21:2; Втор.32:2) «на дом Исааков (на дом Израилев, см. Ам.9). За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе»,  т.е. будет обесчещена врагами, имевшими завладеть городом, «сыновья и дочери твои падут от меча (неприятельского), земля твоя будет разделена межевою вервью» именно между новыми обладателями ее, «а ты умрешь в земле нечистой», в земле языческой, куда бу­дешь отведен пленником вместе со всем народом Израилевым, «и Израиль непременно выведен будет из земли своей»,  пе­реселен будет потому, что вполне уже созрел для суда Божия наказания, каковая созрелость и раскрывается в следующем чет­вертом видении.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible