Скрыть
воз­ненави́дѣхомъ зла́я и воз­люби́хомъ до́брая: и воз­ста́вите у вра́тъ су́дъ, я́ко да поми́луетъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель оста́в­шая Ио́сифова.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-15 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых,- и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов

Вы говорите, что Бог с вами, потому что вы дети Авраама; выслушайте то, что далее следует: если вы дети Авраама, то делайте дела отца вашего (Ин. 8:39). Какие же дела отца вашего, Авраама? Любите добро, а не зло. Великий грех не только делать, но и любить зло. Многие грешат и, по утолении пыла страстей, испытывают угрызения совести и раскаиваются в своем грехе. Но кто не только не сокрушается о том, что он делал зло, но хвастается своим преступлением, на том исполняется написанное: егда приидет грешник во глубину зол, нерадит (Притч. 18:3). Итак, ищите добра, а не зла. Ибо если вы будете искать добра, то уже чрез то, что вы ищете добра, вы немедленно отвергаете зло. И никогда вы не искали бы добра, если бы наперед не отвергли зла, исполняя слова псалмопевца: уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 36:27). И когда вы будете искать добра и избегать зла, тогда вы будете жить в том, Кто говорит: Аз есмь живот (Ин. 14:6). Добра ищет тот, кто верует в говорящего в Евангелии: Аз есмь пастырь добрый (Ин. 10:11). Зло отвергает, кто избегает того, о котором написано: мир во зле лежит (1Ин. 5:19). И в молитве Господней говорится: избави нас от лукаваго (Мф. 6:13). И когда, говорит, вы будете искать добра, а не зла, и останетесь в живых, тогда Господь Бог воинств будет с вами, как вы говорили, что Он потому с вами, что вы родились от Авраама. Но недостаточно искать добра и не искать зла, если вы не будете иметь в том и другом отношении, так что вы должны сначала возненавидеть зло и потом возлюбить добро. Ненавидит зло тот, кто не только не побеждается похотью, но ненавидит дела похоти, а любит добро тот, кто делает добро не вопреки желанию, не по необходимости или по страху пред законами, а потому, что это добро, и для того, чтобы иметь награду за доброе дело в своей совести и в своей любви к добру. Поэтому и апостол говорит: доброхотна дателя любит Бог (2Кор. 9:7). Ибо не всякая милостыня угодна Богу, но та, которая приносится с радостию. И когда вы возненавидите зло и возлюбите добро, то восстановите в воротах правосудие, о котором выше сказано, чтобы, по удалении беззакония, возвратилась истина. И если вы будете делать это, то, может быть, Господь Бог всемогущий помилует остаток Иосифов из колена Ефремова и десяти колен, и они, может быть, избегнут плена. Все это можно относить и к еретикам в том смысле, что они, оставив заблуждение, измышленное ими, должны возвратиться в церковь и возненавидеть прежние учения, и возлюбить истину в церкви Господней, и восстановить правосудие в воротах пороков и добродетелей, оставив первые и перешедши ко вторым, и те, которые будут в состоянии избавиться от пасти диавола, могут надеяться на помилование. Применительно же к переводу LХХ, можно, изменив порядок, следующим образом сделать чтение этого места более ясным: так как вы сказали: мы возненавидели зло и возлюбили добро, то ищите добра, а не зла, чтобы вам быть живыми, и так как Господь Бог всемогущий с вами, то восстановите правосудие в воротах, чтобы Господь Бог всемогущий помиловал остаток Иосифов.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 Взыщите добра, а не зла, яко да поживете, и будет тако с вами Господь: тако рече Господь Бог Вседержитель: якоже ресте: возненавидехом злая, и возлюбихом добрая: и восставите у врат суд, яко да помилует Господь Бог Вседержитель оставшая Иосифова

Я уже много раз говорил, что пленение было не одно, но различные и по времени, и по размерам. Фул Ассириянин, пришедши в Самарию, пленил два заиорданских колена и тамошние города и удалился. После него Салманасар, взяв не всю Самарию, но некоторую часть, возвратился с пленными в свою землю. А совершал это Бог в видах домостроительства, чтобы скорбию и ударами наказать уклонившегося Израиля и привести к необходимости мыслить и поступать лучше и пристойнее. Поэтому случилось, что те, которые смогли спастись от сейчас названных нами войн, восставая уже против того, чем были обольщены, каялись, признавали и исповедовали, что многочисленные и невыносимые кары гнева Божия насланы за их прегрешения, а потом как бы обещали Богу исправление своих нравов, говоря: возненавидехом злая, и возлюбихом добрая. Посему, говорит, якоже ресте, взыщите добра, а не зла, чтобы приобрести благо жизни и спасения, и чтобы с вами был Господь Бог, имеющий власть над всем. И восставите у врат суд, то есть будьте праведными судьями: не постановляйте неправого решения против слабосильных, не превращайте силы права, не бейте «пястми» в голову «убогих» (Амос.5:11), не уклоняйте пути смиренных, чтобы после этого помиловал Бог потомков Иосифа, уцелевших от прежде бывших пленений. Опять обозначает Ефрема, или десять колен: так как Ефрем произошел от Иосифа, поэтому-то и обозначается именем отца.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5:4-15. Поне́же сiя́ глаго́летъ Госпо́дь къ до́му Изра́илеву: взыщи́те Мене́ и поживете́:
а не взыску́йте Веѳи́ля и въ Галга́лу не входи́те и ко кла́дязю кля́твы не ходи́те, я́ко Галга́ла плѣня́ема плѣни́тся, и Веѳи́ль бу́детъ а́ки не бы́въ.
Взыщи́те Го́спода и поживете́, я́ко да не возжже́тся я́ко о́гнь до́мъ Ио́сифовъ, и поя́стъ его́, и не бу́детъ угаша́ющаго до́му Изра́илева.
Госпо́дь творя́й въ высоту́ су́дъ и пра́вду на земли́ положи́:
творя́й вся́ и претворя́яй, и обраща́яй во у́тро сѣ́нь сме́ртную и де́нь въ но́щь помрача́яй, призыва́яй во́ду морску́ю и разлива́яй ю́ на лице́ земли́:
Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель Имя Ему́: раздѣля́яй сокруше́нiе на крѣ́пость и бѣ́дство на тверды́ню наводя́й.
Сего́ ра́ди поне́же пястьми́ бiе́те убо́гихъ и да́ры избра́нны прiя́сте от ни́хъ: до́мы укра́шены согради́сте, и не вселите́ся въ ни́хъ, виногра́ды вожделѣ́нны насади́сте, и не и́мате пи́ти вина́ от ни́хъ.
Я́ко увѣ́дѣхъ мно́га нече́стiя ва́ша, и крѣ́пцы грѣси́ ва́ши, попира́юще пра́веднаго, прiе́млюще премѣ́ны и убо́гiя от вра́тъ отрѣя́юще.
Сего́ ра́ди смы́сляй въ то́ вре́мя премолчи́тъ, я́ко вре́мя лука́во е́сть.
Взыщи́те добра́, а не зла́, я́ко да поживете́, и бу́детъ та́ко съ ва́ми Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель, я́коже рѣ́сте:
возненави́дѣхомъ зла́я и возлюби́хомъ до́брая: и возста́вите у вра́тъ су́дъ, я́ко да поми́луетъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель оста́вшая Ио́сифова.

5:4-15. И́бо так говори́т Госпо́дь до́му Изра́илеву: взыщи́те Меня́ и бу́дете жи́вы.
Не ищи́те Вефи́ля и не ходи́те в Галга́л, и в Вирса́вию не стра́нствуйте, и́бо Галга́л весь пойдёт в плен и Вефи́ль обрати́тся в ничто́.
Взыщи́те Го́спода — и бу́дете жи́вы, что́бы Он не устреми́лся на дом Ио́сифов как ого́нь, кото́рый пожрёт его́, и не́кому бу́дет погаси́ть его́ в Вефи́ле.
О, вы, кото́рые суд превраща́ете в отра́ву и пра́вду поверга́ете на зе́млю!
Кто сотвори́л семизве́здие и Орио́н, и претворя́ет сме́ртную тень в я́сное у́тро, а день де́лает тёмным как ночь, призыва́ет во́ды морски́е и разлива́ет их по лицу́ земли́? — Госпо́дь и́мя Ему́!
Он укрепля́ет опустоши́теля про́тив си́льного, и опустоши́тель вхо́дит в кре́пость.
А они́ ненави́дят облича́ющего в воро́тах и гнуша́ются тем, кто говори́т пра́вду.
Ита́к, за то, что вы попира́ете бе́дного и берёте от него́ пода́рки хле́бом, вы постро́ите дома́ из тёсаных камне́й, но жить не бу́дете в них; разведёте прекра́сные виногра́дники, а вина́ из них не бу́дете пить.
И́бо Я зна́ю, как многочи́сленны преступле́ния ва́ши и как тя́жки грехи́ ва́ши: вы враги́ пра́вого, берёте взя́тки и извраща́ете в суде́ дела́ бе́дных.
Поэ́тому разу́мный безмо́лвствует в э́то вре́мя, и́бо зло́е э́то вре́мя.
Ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х, — и тогда́ Госпо́дь Бог Савао́ф бу́дет с ва́ми, как вы говори́те.
Возненави́дьте зло и возлюби́те добро́, и восстанови́те у воро́т правосу́дие; мо́жет быть, Госпо́дь Бог Савао́ф поми́лует оста́ток Ио́сифов.


Но хотя поздно, оставив наконец Вефиль и Галгалы и служение идолам при «кладязе клятвы», взыщите Моего о вас промышления; ибо в этом обретете для себя жизнь; а Вефиль и Галгалы вместе с идолами преданы будут врагам. Явное же безумие при этом кладязе, не только не приводить себе на память Авраамова благочестия, но и отваживаться еще при нем на нечестие.
Из сего ясно дознаем, что грех воспламеняет для нас огнь бедствий, а любовь и приверженное и к Богу доставляет нам жизнь.
Как правдивый, определяете, что Ему угодно, и решения суда Его приходят в исполнение на земле.
Возложите упование на могущество Божие, не оставляйте этой надежды: Бог без труда творит и претворяет, что Ему угодно; легко для Него и великие опасности претворить в повод к благодушию (ибо «тенью смертною» наименовал Пророк великие опасности); удобно Ему и благоденствующих привести в затруднительное состояние. И морскую воду мановением притягивая в воздух, орошает Он землю из облаков; потому что Он Бог и Владыка всех.
У древних, как некоторые говорят, был обычай, при градских вратах делать собрания и заседания.
Посему, где бывали сии собрания, там и Пророки произносили обличения. Но живущие в неправдах и беззакониях и обличения истины не внимали и слова праведников не принимали. Посему, так как вы и это делали, и сверх того живущим в нищете и рукою, и языком наносили обиды, любя мздоимство, старались худыми способами приумножать богатство, то знайте, что в домах, так хорошо и красиво вами устроенных и украшенных, не будете вы жить, и в виноградниках, с таким великим тщанием вами насажденных не соберете плодов. Того, чтобы насладиться этим, лишит вас чрезмерность нечестия и беззакония; потому что попирали вы правду, принимая дары от сильных и на суде осуждая бедных.
Всякий рассудительный человек, способный уразумевать должное, увидя тучу постигающих вас бедствий, в изумлении удивляясь нелживости предречения, не в состоянии будет от горести что-либо сказать вам.
Поэтому: ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х. За словами пусть следуют и дела; говоря, что любите доброе и гнушаетесь лукавством, самым делом докажите истину слов сих; потому что так поступая от Бога всяческих приимете жизнь. А если не будет сего вами сделано; плач и рыдания слышны будут на стогнах и путях, и земледельцы вместо возделывания земли предадутся плачевным воплям. Все же сие будет, как скоро прииду, и наложу сии наказания.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов

Пророк повторяет увещание народу возлюбить добро и правду. - Остаток Иосифов - ту малую часть населения Израильского царства, которая уцелеет от имеющих постигнуть царство бедствий. Начальные слова ст. 15-го поняты LXX-ю, как слова израильтян, а не как обращенное к израильтянам приглашение пророка; отсюда, в слав. «возненавидехом злая и возлюбихом добрая».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 14-17 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях – плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.

Но пророк любит свой народ, он искренно ревнует о спасении его и во имя этой неудержимой любви и ревности снова обращается к этому народу с требованием обращения на путь добра, хотя и сознает в тоже время, что требование это не принесет желаемых плодов, народ не вразумится им и не отвратит грозящей ему гибели. «Ищите», увещательно обращается он к Израилю, «добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите». Чтобы иметь в себе жизнь истинную, для этого человек должен находиться в преискреннем, теснейшем обще­нии с Богом. Эту истину Израиль понимал крайне внешним образом. Он думал, что достаточно только одной плотской при­надлежности к ветхозаветному народу, достаточно быть потомком Авраама и Иакова (ср. Иоан.8:39), чтобы пребывать в общении с Богом и чрез то быть свободным от угрожаемого суда на­казания и при всех своих беззакониях спокойно и самонадеянно говорить: будем целы. Не с нами ли Иегова? Не придет на нас беда (Иер.7:10; Мих.3:11). Вопреки этому ложному само­мнению народа, пророк говорит, что Иегова будет находиться в действительном общении с народом только в том случае, если народ этот всецело оставит глубоко вкоренившееся в него зло и взыщет добро. Взыскание добра пророк определяет в даль­нейшей речи как возлюбление добра и восстановление в суде правосудия: «Возненавидьте зло и возлюбите добро», говорит он, «и восстановите у ворот (суда) правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов», прибавляет он, уничто­жая словами: "может быть" и "остаток Иосифов" ложные на­дежды на свою безопасность среди угрожаемых бед Божия мщения. Масса грехов народа так велика, мера его преступлений так переполнена, что нельзя рассчитывать ни на какое спасение от Божией наказующей правды, и народ должен будет весь погиб­нуть, если только не вступится Божия милость чрезвычайная. Впрочем и в этом случае спасется разве малочисленный остаток народа, а масса народа все-таки погибнет среди предстоявших грозных судов Божиих, имевших совершиться ближайшим об­разом чрез ассириян, разрушивших царство Израилево и жи­телей его переселивших в свои стороны (ср. подобное же пророчество об Иуде у Иоил.2:32; у Ис.6:13; Ис.10:21-23). «Посему», т. е. в виду того, что народ неисправим, что все увещания, обличения и угрозы остаются бесполезны, что народ неминуемо идет на погибель и неизбежно должен подвергнуться гневному суду Божию, «так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель», продолжает пророк: «на всех улицах» городских, во всем царстве Израилевом «будет плач», вопль по умершим, «и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и на всех улицах городских будет раздаваться тот же вопль по погибшим смертью. И не только в городах будет раздаваться такой вопль, а и по селениям: «и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях – плакать», и земледелец будет оплакивать погибших своих родственников и плакальщицы, занимавшиеся оплакиванием умерших, как ремеслом (см. Иер.9:16, Мф.9:23), будут повсюду петь плачевные песни. «И во всех виноградниках»,  в этих обычных местах радости и веселья (ср. Ис.16:10); «будет плач». Почему же этот повсюдный плач по умершим? «ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь». Господь в древние времена сказал Моисею: "Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской" (Исх.12:12). Древнему Египту уподобился по своему нечестию Израиль, переставший за свое упорное и по­стоянное противление воле Божией быть народом Завета. И вот как некогда Бог, проходя по земле Египетской, поразил первенцев египетских, так и теперь, проходя по земле Израилевой, поразит всех непокорных, нечестивых членов израильского народа.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible