Скрыть
Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-31 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

Смотри, как (Павел) спешит отправиться и вместе не оставляет ничего без внимания, но благоустрояет все. Он призвал к себе предстоятелей (Церкви) и излагает пред ними вышесказанное. Достойно удивления, как он, будучи по­ставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Подобно этому Самуил, намереваясь передать власть Саулу, говорил пред иудеями: «свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель» (1Цар. 7:5); и Давид, когда ему не доверяли, говорил: на пастбище я пас овец отца своего и «приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его» (1Цар. 17:35); и сам Павел в послании к Корин­фянам говорит: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» (2Кор. 12:11). Также поступает и Бог; не без причины говорит о самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет Свои благодеяния (Иез. 16:6). Смотри, что и здесь делает (Павел): во-первых, он ссылается на их свидетельство, чтобы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слуша­телей свидетелями сказанного, в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот доблесть учителя, – когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих! И то удивительно, что он провел в таких делах не один день и не два, но много лет. «Вы знаете», говорит, «все время был с вами». Хочет убедить их, чтобы они мужественно пе­реносили все, и разлучение с ним и предстоящие опасности, подобно как было при Моисее и Иисусе (Навине). И смотри, что он далее прибавляет. «Все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием». Смотри, что особенно свойственно начальствующим, именно: ненавидеть гордость; это особенно нужно начальствующим, потому что самые обстоятель­ства располагают предаваться гордости. Это есть основание до­брого, как и Христос говорит: «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Сказал не просто: «со смиренномудрием», но: «со всяким». Ведь есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным. Желая научить их этому, он наперед полагает основание для устранения подозрения, чтобы не поду­мали, что он гордится. Если, говорит, я жил «со всяким смиренномудрием», то не по гордости говорю то, что говорю. Вместе с тем (выражает) кротость свою: «с вами», говорит, «работая Господу», представляя их сообщниками своими в этом добром деле. Так, общение всегда есть благо. Представляет добрые дела свои общими и не приписывает себе никакого преимущества. Неужели же, скажешь, он мог гордиться пред Богом? Есть много людей, которые гордятся и пред Ним; но он не гордился даже и пред учениками своими. Вот достоин­ство учителя: назидать учеников собственными добродетелями! Далее говорит о своем мужестве, но также смиренно: «многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев». Видишь ли, как он скорбит о случившемся? Здесь он, по-видимому, выражает свое сострадание; он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). И в другом месте он говорит: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас» (Кол.1,24); и еще: «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). Это гово­рил по смирению; а здесь показывает свое мужество, и не столько мужество, сколько терпение, и как бы так говорит: я тяжко страдал, но с вами, и, что особенно тяжело, от иудеев. Заметь, какие здесь он означает свойства учитель­ства: любовь и мужество. «Как я», говорит, «не пропустил ничего». Этим выражает, как он был чужд зависти и лености. «Полезного». Хорошо и это сказано, иному ведь и не следо­вало учиться. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так и говорить все есть знак безумия. Потому и присовоку­пил: «полезного», и изъяснил, что он не говорил только, но и «учил», – я, говорит, делал это не небрежно. А что здесь именно такой смысл, послушай далее; далее он говорит: «всенародно и по домам», и этим выражает свое продолжи­тельное старание, великое усердие и неутомимость. «Возвещая Иудеям и Еллинам». Не вам только, говорит, но и эллинам. Здесь (показывает) свое дерзновение и то, что мы должны говорить, хотя бы и не видели никакой пользы; это и значит свидетельствовать, если мы говорим пред людьми, не внимающими нам; слово: «возвещая» по большой части имеет такой смысл. «То свидетельствуюсь», говорит Моисей, «небом и землею» (Втор. 4:26). Так и здесь: «возвещая», го­ворит, «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом».

Что ты свидетельствовал? Чтобы имели попечение о жизни, чтобы покаялись и пришли к Богу. И иудеи не знали Его, потому что не знали Сына и не имели (добрых) дел и веры в Господа Иисуса. Для чего же ты говоришь это? Для чего напоминаешь об этом? Не случилось ли чего-нибудь? Не на­ходишь ли нужным – в чем-нибудь упрекнуть их? Тронув наперед ум их, он потом продолжает: «и вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (ст. 22-24). Для чего он говорит это? Для того, чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу. Также изъясняет, что его ожидает нечто великое. «Только», говорит, «Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря». Чтобы показать, что он отправляется добро­вольно, и чтобы ты не думал об узах или необходимости, го­ворит: «по всем городам». Потом присовокупляет: «но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса». Видишь ли, что это слова не пла­чущего, но смиренно рассуждающего, поучающего других и состраждущего случившемуся? Не сказал: мы скорбим, а нужно терпеть, но: я и не думаю о том. Этими словами опять он не превозносит себя самого, а научает их, как прежде смирен­номудрию, так теперь мужеству, дерзновению, и как бы так говорит: я не предпочитаю первое последнему, но более всего думаю о том, чтобы «совершить поприще мое и служение». Не сказал: проповедать или научить, но: «проповедать Евангелие благодати Божией». Далее намеревается сказать нечто бо­лее поразительное, именно: «чист я от крови всех»; потому предуготовляет их и показывает, что более ничего не остается. Намереваясь возложить на них все бремя и всю ношу, он на­перед трогает их душу словами: «и ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» (ст. 25), И потом произносит: «чист я от крови всех» (ст. 26). Сугубая скорбь оттого, что «лица его» они уже не увидят, и оттого, что они «все» (не увидят): «вот, я знаю», говорит, «что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». Потому я не напрасно свидетельствую пред вами, как уже навсегда отсутствующий. «чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (ст. 27). Ви­дишь ли, как он устрашает и поражает удрученные скор­бью души их? И хорошо, потому что это было необходимо. «Не упускал», говорит, «возвещать вам всю волю Божию». Следова­тельно, не возвещающий виновен в крови, т.е. в убийстве. Ничего не может быть ужаснее этого. Он показывает, что и они, если не делают этого, то виновны в крови. По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (ст. 28). Видишь ли, что он дает две заповеди? Бесполезно как исправ­лять только других, – боюсь, говорит он же, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27), – так и заботить­ся только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, ко­торый ищет только полезного для него самого и подобен че­ловеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Па­вел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо. «В котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Смотри, сколько побуждений. Вы, говорит, полу­чили рукоположение от Духа; это означает слово: «поставил». Вот первое побуждение. Потом: «пасти Церковь Господа и Бога», вот второе. А третье заключается в том, что говорит далее: «которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и не малой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братий. Он пролил кровь Свою, чтобы примирить врагов; а ты не можешь поддер­живать любовь даже с друзьями? «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (ст. 29). Представляет им новое побуждение, указывая на будущее, подобно как и в другом месте говорит: «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6:12). «По отшествии моем», говорит, «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Двоякое бедствие: и его не бу­дет, и другие станут нападать. Для чего же ты отходишь, если предвидишь это? Дух, говорит, влечет меня.

Смотри, не просто сказал: «волки», но прибавил: «лютые», желая выразить их силу и свирепость; а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «и из вас самих восстанут люди»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань. Хорошо сказал: «бодрствуйте», показав этим, что предмет заслуживает особенного внимания, – это именно Церковь, – что угрожает великая опас­ность, – так как (Господь) искупил ее кровию, – и что брань бу­дет великая и сугубая. Это он выразил словами: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (ст. 30). Далее, после того, как устрашил их словами: «лютые волки» и: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно», как бы отвечая на чей-нибудь вопрос: что же будет, кто станет охранять нас? – говорит: «посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (ст. 31). Смотри, как чрезвычайны были дела его: «день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Он не тогда только оказывал попечение, когда видел многих, но не оставлял делать все это и для одной души. Таким образом, он и соединил их. А сами слова означают следующее: доволь­но сделано с моей стороны; я три года оставался (с здешни­ми верующими), довольно они утверждены, довольно укоренены. «Со слезами», говорит. Видишь ли, что для этого (он проливал) слезы? «Не зная», говорит, «что там встретится со мною». Что? Не потому ли ты и отходишь? Нет; напротив, я очень знаю, «узы и скорби ждут меня». Я знаю, что меня ожидают искушения, но какие, не знаю; а это еще тяжелее. Впрочем, не подумайте, что я, говоря это, сокру­шаюсь: я «не дорожу своею жизнью». Говорит это для того, чтобы ободрить их ум и научить не только не убегать (от опасностей), но и мужественно переносить их. Потому и назы­вает дело свое «поприще» и «служение», течением означая блеск его, а службою – обязанность. Я служитель, говорит, и ничего более. Утешив их, чтобы они не скорбели о страданиях его, сказав, что он переносит их «с радостью», и, показав (про­исходящие от того) плоды, он потом и высказывает мысль прискорбную. Делает это для того, чтобы не слишком отяг­чить ум их. Какая же это мысль? Следующая: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно». Как, скажет кто-нибудь, – ты думаешь о себе так много, что если отойдешь, то и мы лишимся жизни? Нет, говорит, не то я говорю, что­бы мое отсутствие имело такие последствия, – но что? «И из вас самих восстанут люди» некоторые. Не сказал: по причине отшествия моего, но: «по отшествии моем», т.е. после отправления, как это уже и случалось; если же случалось доселе, то тем более случится после. Далее (показывается) цель: «дабы увлечь учеников за собою». Так, ереси бывают не для чего иного, как для этого. Вместе с тем и утешение: «которую Он приобрел Себе», говорит, «Кровию Своею». Если Он приобрел ее кровию моею, то, конечно, защи­тит ее. «День и ночь», говорит, «непрестанно со слезами учил». Это справедливо можно было бы сказать и нам. Слова его по-види­мому относятся собственно к учителям, но вместе с тем они относятся и к ученикам. Для чего я говорю, увещеваю, плачу день и ночь, если ученик не слушает? Потому, чтобы кто не подумал в свое оправдание, что достаточно только быть учеником, хотя и без послушания, (Павел) сказавши: «свидетельствую», присовокупил: не упускал возвещать вам. Дело учителя – только возвещать, проповедовать, научать, не умол­кать, увещевать день и ночь; если же при всем этом не бу­дет никакого успеха, то сами знаете, что следует. Тогда бу­дет другое оправдание: «что чист я от крови всех».

Гомилии на Деяния Апостолов


Ст. 28-31 Что же случилось? Почему ты увещеваешь? Не предвидишь ли какого-нибудь бедствия? Не предусматриваешь ли чего-нибудь страш­ного? Нет ли какой-нибудь опасности, какого-нибудь несчастья, какой-нибудь войны? Скажи нам; ты стоишь выше нас, и не только видишь настоящее, но прозираешь и будущее. Итак скажи: для чего ты возвещаешь это и увещеваешь? «Я знаю, что, по отшествии моем, – говорит он, – войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Видишь ли, как он, о чем я говорил, беспокоится и боится не за тех только, которые были в его время, но и за тех, которые имели быть после его отшествия? «Войдут к вам… волки», говорит; и не просто: «волки», но: «лютые волки, не щадящие стада».

Двоя­кое бедствие: отсутствие Павла и нападение волков; и нет налицо учителя, и явятся развратители. Посмотри на злобу зве­рей и на лукавство нечестивых людей: они подстерегли отсут­ствие учителя, и тогда напали на паству. Что же? Ты оставляешь нас беззащитными и предсказываешь одни только бед­ствия, а не придумываешь никакого утешения? Но, поступая так, ты еще более увеличиваешь страх, смущаешь души, ослабляешь силы, расслабляешь руки слушателей. Поэтому он наперед и напомнил им о Духе: «Дух Святый поставил вас блюстителями». Хотя не будет Павла, гово­рит он, но будет присутствовать Утешитель. Видишь ли, как он окрылил их душу, напомнив о Божественном Учи­теле, при помощи Которого и он сам был силен, присут­ствуя там? Для чего же он приводит их в страх? Для того, чтобы с другой стороны прогнать беспечность. Советующий должен делать и то и другое, и не допускать слушателя до са­монадеянности, чтобы он не сделался беспечнейшим, а с дру­гой стороны – не устрашать только, чтобы он не впал в отчаяние. Итак, напомнив о Духе, он предостерег от отчаяния, а сказав о волках, предостерег от беспечности. «Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; посему бодрствуйте» говорит, вспоми­найте обо мне. Действительно достаточно было для ободрения – вспоминать о Павле. Но не просто о нем самом вспоминать уве­щевает их, а вспоминать о делах его. А что он не просто увещевал вспоминать о нем, но чтобы, вспоминая, они подра­жали ему, видно из слов, какие он прибавил слушателям: «памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Я желаю, говорит, чтобы вы вспоминали не просто обо мне, но и о времени, и учении, и усердии, и слезах, и всех этих воздыханиях. Как родственники больных, не успевая многими и длинными речами своими убедить их – принять пишу и лекарства, свойственные больным, плачут, чтобы ско­рее преклонить их, так и Павел поступал с учениками: когда видел, что слово учения действует слабо, тогда упо­треблял врачество слез.

Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею

Он сказал раньше, что эфесские пресвитеры были позваны в Милет, и теперь он их называет епископами, то есть блюстителями. Ведь один город не мог иметь многих епископов, но тех пресвитеров, как истинных священнослужителей, он называет епископами, ибо это звание является смежным и во многом практически одинаковым.

Он не побоялся говорить о крови Божьей из-за единства ипостаси в двух природах одного и Того же Иисуса Христа, о чем было сказано: Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3:13). Значит, пусть Несторий перестанет отделять Сына Человеческого от Сына Божия и делать себе двух Христов.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею

Внимайте убо себе и всему стаду, потому что спасительная польза состоит не в том только, чтобы исправлять других (боюсь, говорит апостол, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор. 9:27)), ни в том, чтобы заботиться только о себе, потому что таковой - самолюбец, ищет только своей выгоды и подобен зарывшему свой талант в землю. Внимайте себе - это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, но потому, что, когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу. В немже вас Дух Святый постави епископы. Вы получили, говорит, хиротонию от Духа. Замечательно, что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать за словесными стадами Церкви, наблюдать, чтобы не ослабел кто верою, не томится ли кто голодом или жаждою, или не нуждается ли кто в каком-либо замечании или обличении, как заповедует сам же Павел: обличи, запрети, умоли (2Тим. 4:2); или же апостол епископами здесь и называет епископов. Юже стяжа кровию своею. Немаловажным вещам угрожала опасность, если Господь не пощадил даже крови своей. Да, чтобы примирить врагов, Он пролил даже собственную кровь; ты же можешь удержать их, когда они сделались уже друзьями.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею

Дух Святый постави епископы. Это учение веры. В епископе не должно видеть только начальника, подобнаго поставленным человеческою властию, исполнителя правил и законов, блюстителя порядка и благоустройства. Это не все. Епископ есть орудие Духа Святаго. Начало его начальствования есть таинство. Действователь, поставляемый земною властию, получает от нея имя и право действовать: поставляемый небесною властию приемлет от нея не только имя, но и силу, не только право действовать, но и вышнее содействие. Дух Святый не удаляется от поставленнаго Им, если сей не уклоняется от Него. Итак епископ всемерно должен иметь ум и сердце горe, как сосуды, верою и молитвою открытые к вышнему Источнику света и силы.

Дух Святый постави епископы. Это учит также страху Божию. Если поставленный земною властию действователь совестится не угодить начальству доброму, страшится подвергнуться прещению начальства строгаго: с каким страхом поставленный небесною властию должен проходить свое служение, чтобы не лишиться благоволения Духа Утешителя, чтобы не подвергнуться осуждению от Всеправеднаго и Всемогущаго!

Дух Святый постави епископы. Сие же слово, если отяготеет над нами страх, может облегчить нас надеждою. Дух Святый творит Свое дело, конечно, не для того, чтобы оное пренебречь и отвергнуть, но чтобы поддержать и сохранить. Кого он призвал, и поставил в служение благодати, в том Он, конечно, не отчаялся: да не отчаяваемся и мы в продолжении благодати Его.

Чтобы спасительный страх пред великою обязанностию пасти Церковь Господа и Бога, не был ослабляем чрезмерною надеждою или самонадеянием, чтобы в надежду не вкралась безпечность, чтобы многочисленныя внешния отношения пастыря к пастве не развлекали его, и не ослабляли внутренняго отношения его к Духу Святому, его поставившему, – предостерегая от сего, Апостол говорит пастырям: внимайте себе. Бодрствуйте над собою, поставленные на страже дома Божия: предавшись дремоте и сну, не сбережете ни себя, ни дома, вам ввереннаго. Осторожно наблюдайте за чистотою ваших мыслей и желаний, намерений и дел; светильник закона Божия и слова Христова, да освещает ваше внутреннее и внешнее, и да удаляет от вас мрак и зло.

Только внимающий себе пастырь способен с истинною пользою пещись о стаде. Посему и говорит Апостол: внимайте, во первых себе, а потом стаду.

Что значит: внимать стаду? – разсудительно и неослабно пещись о словесных овцах, подобно как добрый пастырь печется о безсловесных. Води овец на тучную пажить: то есть, питай души пасомых здравым учением истины и жизни христианской. Стреги овец от волков; то есть, охраняй православных от ересей и расколов. Ищи овец заблудших: то есть, старайся привести в Церковь блуждающих вне ея. Врачуй овча болящее, то есть, грешника увещанием к исправлению, и покаянием. Стань против овнов крепких, бодущих и реющих, и подъими овча немощное: то есть, дерзай поставить слово правды против неправды сильных, и словом утешения и делом помощи поддержи нищаго, оскорбляемаго, унывающаго.

Труден подвиг, особенно когда овны бодущие и против пастырей обращают роги, когда больныя овцы, не приемля врачевания, думают сами врачевать пастырей, когда и у тех, которые должны быть не от мира, мир уже не ныне вынудил слишком много снисхождения к нему, и даже преклонил их иное заимствовать от него.

Речь к Преосвященному Леониду, новорукоположенному Епископу Дмитровскому. 1859 год

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Рим.3:23-24: мы уже получили оправдание даром.

Православный ответ: Нет не получите, ибо все дарованное к жизни и благочестию (2Пет.1:3) в Церкви, которая приобретена Кровью Спасителя (Деян.20:28).

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, №3, 18).

Православный ответ: 1Тим.4:14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

Еще: 2Тим.1:6. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян.20:28: «Дух Святой поставил вас».

Оружие правды

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею

Внимайте себе: заботьтесь о себе, т.е. заботьтесь о своем спасении, чтобы всегда хранить чистую веру и проводить святую жизнь, удаляясь всяких лжеучений и всяких пороков. Кто не заботится о самом себе; кто не ищет собственного спасения: тот не может, как должно, заботиться и о спасении других; тот не может преподавать им истинное, Божественное учение и внушать им христианские добродетели. Внимайте – и всему стаду. Заботьтесь о спасении общества верующих в Иисуса Христа, в котором вас Дух Святый поставил епископами (блюстителями или попечителями), пасти, т.е. научать и руководить Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею.

Два великие побуждения внимать себе и всему стаду: первое – то, что они, епископы, поставлены на эту должность Духом Святым; второе – то, что они поставлены пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровью своею. Какие побуждения могут быть выше и святее сих?

Внимайте – и всему стаду. Церковь Христова или общество верующих в Иисуса Христа называется стадом; а его епископы или блюстители именуются пастырями по некоторому внешнему сходству общества верующих со стадом, и его блюстителя – с пастухом стада. Это сравнение встречается и в других местах священного Писания (Лк. 12:32; Ин. 10:3 и след.).

В немже вас Дух Святый постави епископы. Правильно избранного епископа или пресвитера чрез архиерейское рукоположение таинственно утверждает в его звании Дух Святый. Как выше (ст. 17), в словах: призва пресвитеры церковные, надобно разуметь старейшин церкви, т. е. пресвитеров или священников и епископов: так в настоящем месте под епископами надобно разуметь и пресвитеров, или священников, и епископов. Название пресвитеров и епископов в первенствующей Церкви заменялось одно другим; потому что епископы исполняли обязанности и пресвитеров, а пресвитеры разделяли попечение о пастве с епископами, или были их сотрудниками (1Петр. 5:1).

Пасти церковь Господа и Бога значит охранять, наставлять и руководить общество верующих в Господа и Бога Иисуса Христа, как в обыкновенном смысле пасти стадо значит охранять стадо от опасностей и доставлять ему питание на пажити.

Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею, – «которую Он приобрел Себе кровью Своею». Господь и Бог Иисус Христос своими страданиями и крестною смертью приобрел Себе общество верующих в Него, или святую Церковь. Если бы единородный Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, своими страданиями и крестною смертью не принес умилостивительной жертвы за грехи мира: то не было бы и благодатной Церкви Христовой на земле, не было бы открыто и пути ко спасению чрез веру в Иисуса Христа; не было бы ни спасительной благодати, ни спасительных таинств; не было бы Апостолов; не было бы Евангельской проповеди, всех призывающей на путь спасения. Сын человеческий, учит Иисус Христос, не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20:28). Апостол пишет: Христос, Архиерей грядущих благ, вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр. 9:11, 12).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

26. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех:
27. Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе кровию своею.

 Посему 
«, т.е. потому что я теперь (в нынешний день) прощаюсь с вами навсегда, свидетельствую вам, удостоверяю вас и вместе призываю вас самих в свидетели, чувствуя долг совести дать перед вами и перед Богом отчет в своих действиях среди вас.
– Чист я от крови всех: неповинен ни в чьей погибели (Деян.18:6 и прим.), если бы таковая последовала в отношении к кому-либо, неповинен потому что я не упускал возвещать вам всю волю Божию относительно спасения всех, следовательно, всякий мог услышать от меня сию волю Божию и спастись, и, следовательно, если кто погибнет, то не я повинен, а он сам виноват, ибо или не хотел знать и слушать о сей воле Божией, или не радел об исполнении узнанного и слышанного. «По видимому оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от руки убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Злат.).
– Итак внимайте и пр.: итак, поскольку я чист от крови всех, смотрите, чтоб вам не быть повинными в крови чьей-либо; я неповинен, будьте неповинны и вы,
– будьте внимательны к себе и всему стаду, чтобы как вы сами, так и все стадо пребывало в чистом и полном евангельском учении (ср. 29–30), чтобы кто не погиб от неведения Евангелия, или от извращения евангельского учения. «Внимайте себе, – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил.). – «В котором Дух Святой поставил вас: не человеками поставлены вы, но Духом Святым чрез избрание и рукоположение (Деян.14:23 и прим.), и в этом новое и важнейшее побуждение внимать себе и всему стаду.
– Блюстителями, точнее – епископами: речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, общих им с епископами и – обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, чем пресвитер. Это не значит, что епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанности и правам в Церкви (хотя несомненно, что не различались иногда по названию; ср. Феофил.); тот же апостол строго различает их, когда присваивает только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит.1:51Тим.5:191Тим.22). Слово епископ (надзиратель, блюститель) лучше выражает обязанности пресвитера, обозначенный образно пасением стада – Церкви. Под образным выражением пасти Церковь – стадо (ср. Ин.10:1 и д. Ин.21:15-17 и парал.) обозначаются обязанности пресвитеров как учителей веры и управителей вверенного им частного христианского общества (1Тим.5:171Тим.3:2; Еф.4:111Пет.5:2), вообще же как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.
– Которую Он приобрел Себе (стяжал в собственное свое достояние, Еф.1:14; Тит.2:141Пет.2:9Кровию Своею: через крестную жертву, в коей излита Его кровь, как умилостивительная Богу Отцу жертва за грехи всего рода человеческого, Господь избавил своих верующих от царства дьявола и стяжал их в свое собственное царство на земле. Таким образом, это стадо – дорогое стадо, купленное дорогой ценой (1Кор.6:20) – новое побуждение для пастырей Церкви внимать себе и всему стаду.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею.

Смысл этих слов, весьма обширен и глубок и служит обличением многих ложных догматов сектантства. – Спаситель, проливший Свою Кровь на Голгофе для искупления людей, именуется здесь прямо Господом и Богом. Искупленные Кровью Его составляют Его стяжание или удел, составляют Его Церковь, члены которой по близости своей ко Христу-Богу, Который есть Глава ее, в другом месте именуются царями и священниками Богу (Откр.5:9). Однако, не смотря на великие преимущества Церкви, она нуждается в пастырях и в пасении; потому она и называется стадом. Если скажем, что ее Пастырь есть Христос, то, конечно, при здравом разумении этого, мы не погрешим, – Христос есть добрый пастырь по Его собственным словам (Ин.10:11). Однако, кроме этого Божественного Пастыря, Который Сам не причисляется к стаду, должны быть пастыри видимые, человеческие, которые и сами принадлежат к стаду Церкви; об этом учит ап. Павел, говоря: внимайте себе и всему стаду, давая понять, что слушатели его суть также члены или часть стада (себе и всему), а посему и к себе самим требуется от них внимание, и к тому целому совокупному стаду, часть которого они составляют. Еще апостол говорит: в немже (стаде) вас Дух Святой постави; следовательно, они не над стадом, не вне стада, но в самом стаде, избранные в пастыри из числа пасомых. Кто же их поставил? Не справедливо ли было бы сказать, что Господь Иисус Христос, Который есть Глава Церкви, Который по словам того же апостола, дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители (Ефес.4:11)? Конечно, это справедливо. Но Христос созидает Церковь чрез Святого Духа; Духом устрояется она, в жилище Божие (Еф.2:22; ср. 1Кор.12:13); таинствами созидается она в Тело Господне (Еф.4:12), так что, кто Духа Христова не имеет, тот и не Христов (Римл.8:9). Посему апостол не сказал: вас Христос поставил, разумея, что уже, конечно, в стяжании Господа, в Церкви, которую Он приобрел ценою Крови Своей, все совершается по воле Его, но сказал: вас Дух Святый постави, желая показать, что в Церкви намерение Христово исполняется Святым Духом чрез таинства, в которых Он сообщает Себя верующим вообще и пастырям в частности. В словах: вас Дух Святый постави епископы находится указание на таинство священства. – На какое служение поставлены были те, к которым обращался апостол? Они поставлены были епископами, иначе сказать, блюстителями, поставлены были пасти Церковь, следовательно; они суть пастыри. Чтобы понять все значение этих двух наименований, нужно вспомнить, что Сам Господь Иисус Христос называется у ап. Петра в 1 послании Пастырем и Блюстителем душ (ποιμὴν καὶ ἐπίοκοπος, 1Пет.2:25). Итак, служение епископов и пастырей подобно служению Самого Христа, имея целью вечное спасение людей, и возносит их над мирянами на такую степень превосходства, на какой стоит вообще пастырь в отношении стада.

В разъясненных словах ап. Павла к ефесским пресвитерам 1) обличается богохульное мнение (толстовцев), что Иисус Христос не есть Бог, 2) обличается штундистское учение, будто Церковь не имеет богоучрежденного священного начальства, 3) изъясняется, что пастыри Церкви поставляются Духом Святым; при сем ясно, что это поставление есть искони существующее в Церкви таинство священства, 4) изъясняется и достоинство, и обязанность лиц, поставленных Святым Духом: они суть блюстители и пастыри стада Христова.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею

Внимайте себе - это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу« (Феофил).

Дух Святый поставил вас - не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение (Деян. 14:23), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду.

Блюстителями - episkopoV… - епископами. Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, и обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, нежели пресвитер. Это не значит, чтобы епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию (ср. Феофил. ). Тот же апостол строго различает их, когда присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит. 1:5; 1Тим. 5:22, 19).

Под образным выражением «пасти церковь» - стадо Божие (Ин. 10:1 и д. ; Ин. 21:15-17) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества (1Тим. 5:17; 3:2; Еф. 4:11; 1Пет. 5:2), вообще - как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.

Которую Он приобрел кровию Своею. Ср. (Еф. 1:14; Тит. 1:14; 1Пет. 2:9; 1Кор. 6:20). «Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии» (Злат.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею


Наставление Апостола Павла пресвитерам прежде всего касается их самих, иˆименно, чтобы они были внимательны к себе самим вообще и, в частности, в отношении к тому служению, в которое они поставлены через священно-таинственное действие Святого Духа (данное через рукоположение, см. (Деян.14:23), – для наблюдения за благосостоянием Церкви, подобно тому, как пастыри поставляются для наблюдения за овцами, чтобы они были безопасны, сыты и напоены, ибо духовное стадо куплено ценою Крови Христовой (1Кор.6:20) и потому оно, как Христово, драгоценно. «Видишь ли (говорит святой Иоанн Златоуст), что он дает две заповеди? Ибо бесполезно, как исправлять только других (1Кор.9:27), так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому, что когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо. И смотри, сколько побуждений. Вы, говорит, получили рукоположение от Духа; ибо это означает слово: постави. Вот – первое побуждение. Потом: пасти Церковь Бога; вот – второе. А третье заключается в том, что говорят далее: юже стяжа Своею Кровию (приобрел Себе Кровию Своею). Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета и что немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной Крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братий. Он пролил Кровь Свою; а мы не можем поддержать любовь даже с друзьями?». «Замечательно (говорит Феофилакт), что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это – или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать (епископ значит наблюдатель) за словесными стадами Церкви, или же Апостол епископами называет здесь епископов», сравн.(1Тим.3:2). «Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, общих с епископами, и – обязанностей существенных, лучше выражаемых словом «епископ» (блюститель), нежели «пресвитер» (старец). Это, однако, не значит, что пресвитеры и епископы не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в Церкви; тот же Апостол строго различает их, когда присваивает только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит.1:5); (1Тим.5:22). Слово «епископ» лучше выражает обязанности пресвитера, обозначенные образно пасением стада – Церкви. Под образным выражением «пасти Церковь – стадо» (срвн.(Ин.10:1;21:15-17)) означаются обязанности пресвитеров как учителей в Церкви и управителей вверенного им частного христианского общества (1Тим.5:17;3:2); (Еф.4:11); (1Петр.5:2); вообще же как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада» (преосвящ. Михаил). Отвергающие священство стараются превратно истолковать все понятия о пресвитерстве и епископстве, но «Дееписатель, по-видимому, совершенно далек от мысли придавать им специфическое иерархическое значение, которое приурочивалось к ним позднее. Пресвитеров он называет епископами, совпадая в этой терминологии с Апостолом Павлом (Флп.1:1); (1Фес.5:12) и святыми отцами. Блаженный Иероним, например, свидетельствует, что в древности пресвитеры именовались епископами, а епископы – пресвитерами» (см. у Николина, стр.342).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церкви.

Мф.28:20. Слова Иисуса Христа о вечности пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20-21, удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18; Деян.16:4-5; 20:17-28; Еф.1:22-23; 2:20-21.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О покаянии.

Мк.1:15. Отсюда видно, что вера в Евангелие не исключает покаяния, ибо из уверовавших каялись: Деян.18; право исповеди дано от Господа апостолам и их преемникам Мф.18:18; Ин.20:23; Деян.20:17,28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церковном учительстве.

Мк.4:11,25. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Свое учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14;4:10,34; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28; 1Кор.12:28, и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырях.
 

Лк.10:10. Это сказано не мирянам, а апостолам: Лк.10:1-3, а в лице их и преемникам их: Деян.14:23; Тит.1:5. Как апостолы, так и их преемники не всегда назывались учениками, но и пастырями: 1Пет.5:1, и пресвитерами: Деян.20:17,28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible