Скрыть
Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-15 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите

Приняв вместе рукоположение, (Варнава и Павел) вы­шли (из Антиохии) и отплыли в Кипр, где не было гонения и слово (Божие) уже было посеяно. В Антиохии находилось до­вольно (учителей), и Финикия была не далеко от Палестины, Кипр же далеко. Впрочем, не спрашивай, почему (они отплыли туда), когда они были движимы Духом; ведь они не только рукоположены, но и посланы были Духом. «И быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских». Видишь ли, как они всячески стараются возвещать слово наперед иудеям, чтобы не возбудить их негодования? Как те не про­поведовали никому, «кроме Иудеев» (Деян. 11:19), так и эти вхо­дили в синагоги. «Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры» (ст. 6-8). Опять волхв, иудеянин, подобно Симону. И смотри: когда они проповедовали дру­гим, то он не слишком беспокоился; но когда пришли к проконсулу, тогда он (восстал). В проконсуле же достойно удивления то, что он, хотя и был под влиянием магии того (волхва), однако захотел слушать апостолов. Так поступили и самаряне; а из сравнения является победа, так как магия одолевается. Везде тщеславие и властолюбие бывают причиною зол. «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» (ст. 9-11). Здесь с рукоположением переме­няется его имя; тоже было и с Петром. И смотри: действие (Павла) есть не обида, но поражение; так и следует поражать дерзких и бесстыдных. «О, исполненный всякого коварства», говорит, «и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!». Здесь он открывает то, что было в мыслях (волхва), под видом спасения губившего проконсула. «Перестанешь ли ты», говорит, «совращать с прямых путей Господних?» Конечно, говорит, ты не с нами ведешь войну и брань, но развращаешь пути Господни прямые, и – с похвалою. «И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп». Посредством того же знамения, каким сам был обращен, захотел обра­тить и его. Выражение: «до времени» было словом не наказываю­щего, а обращающего, потому что если бы оно было (словом) наказывающего, то он сделал бы его слепым навсегда; теперь же не так, а «до времени», чтобы приобресть и проконсула. «И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню» (ст. 11, 12). И справедливо, потому что находившегося под влиянием магии такое наказание должно было вразумить. Так и египетские волхвы некогда были вразумлены скнипами (Исх. 8:16-19). И смотри: они не медлят здесь, после того, как проконсул уверовал, и не бездействуют, и не разнеживаются от лести и чести, но тотчас же принимаются за дело и отправляются в страну, ле­жащую по ту сторону (моря). «Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию,в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели» (ст. 13, 14). Опять они входили в синагоги по обычаю иудеев, чтобы не подвергнуться нападению и из­гнанию; так они и все делали. «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите» (ст. 15). Здесь мы узнаем о том, что касается Павла, узнав не мало о Петре из сказанного прежде. Но рассмотрим вышесказанное. «И, быв», говорит (писатель), «в Саламине, проповедывали слово Божие» – в главном городе Кипра. Они провели год в Антиохии; надле­жало выйти оттуда, а не оставаться там навсегда; (верующие) имели нужду в больших учителях. Смотри, как и в Се­левкии они не медлят, зная, что (ее жители) могли получать великую пользу от соседнего города, но спешат и оттуда на дела нужнейшие. Пришедши в главный город острова, они спешат обратить проконсула. А что не из лести сказано: «с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным», можешь усмотреть из самого дела, как он не нуждался во многих убеждениях, но сам хотел слышать их. Имена городов перечисляет (писатель), чтобы показать, что так как они недавно приняли слово (Бо­жие), то надлежало утвердить их, чтоб они оставались в вере; потому-то (апостолы) часто посещали их. Смотри: (Павел) ничего не говорил волхву, пока тот не подал повода; но они возвещали только слово Господне. А тот, видя других вни­мающих (Павлу), заботился только о том, чтобы (проконсул) не уверовал. И почему (Павел) не сотворил другого знамения? Потому что всего лучше было – уловить врага.

И смотри, он прежде обличает, а потом поражает. Что тот справедливо пострадал, это он означает словами: «исполненный всякого коварства», т.е. не имеющий ничего свободного от обмана. И хорошо сказал: «всякого коварства», – потому что тот лице­мерил. «Сын диавола», – потому что совершал его дело. «Враг всякой правды», – потому что здесь поистине была всякая правда. Мне кажется, что этими словами он обличает и его жизнь. А чтобы показать, что это сказано не по гневу, для этого (писа­тель) предварительно заметил: «исполнившись Духа Святаго», т.е. силы (Его). «И ныне вот, рука Господня на тебя». Это было не наказание, но врачество. Он как бы так сказал: не я действую, но рука Божия. Видишь, как он чужд гордости. «Ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Говорит это, чтобы дать ему время для по­каяния. Они (апостолы) никогда не хотели являться слишком строгими, хотя бы это было бы и в отношении к врагам. В отношении к своим это было сообразно, а в отношении к чу­жим – нет, чтобы (известное) дело не показалось следствием принуждения и страха. Признак слепоты – искание вожатого. За­тем проконсул видит слепоту и тотчас верует, и не просто, но «дивясь», – он увидел, что здесь не слова и не обман. Смотри, какую питал он любовь к учению, имея такую власть. Не сказал (Павел) волхву: не перестанешь ли развращать проконсула, но – «совращать с прямых путей Господних?», что гораздо важнее, чтобы не показаться льстецом. Почему же Иоанн отстает от них? «Но Иоанн», го­ворит (писатель), «отделившись от них, возвратился в Иерусалим». Потому что они отправлялись в дальнейший путь, – и хотя он был их слугою, но они сами взяли на себя этот труд. Посе­тив опять Пергию, они проходят мимо других городов, по­тому что спешили в главный город – Антиохию. И смотри, как кратко повествует писатель. Сидели, говорит, в сонмище и в день субботний, чтобы приготовить путь слову. Они говорят не прежде других, но будучи вызваны, когда их, как гостей, пригласили к тому. Если бы они не находились там, то не было бы и слова. Здесь Павел проповедует первый. И посмотри на мудрость его: он проходит мимо тех мест, где уже было посеяно слово (Божие); а где еще не был никто (из проповед­ников), там останавливается, как и сам он пишет: «я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово» (Рим. 15: 20). И это было свойством его великого мужества. Подлинно, с самого начала он был муж удивительный; распявшись (для мира, Гал. 6:14), вооружившись (духовно), он знал, какая была в нем благодать; соразмерную тому оказывал и рев­ность. Он не разгневался на Иоанна, – это не было ему свой­ственно, – но принялся за дело; не убоялся, не устрашился, подвер­гаясь опасностям среди народа. Смотри, как хорошо устрояется, что Павел не проповедует в Иерусалиме; (там) довольно было только слышать, что он уверовал, а проповеди его не стали бы слушать по ненависти к нему; потому он и отправляется далеко, где не знали его. Во-первых, он обличает волхва, ка­ков тот был; а что он действительно был таков, доказало знамение. Оно было знаком его душевной слепоты; он страдает до времени для того, чтобы покаялся. Хорошо они вошли в си­нагогу в субботу, когда все были собраны. «После чтения закона и пророков», говорит (писатель), «начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Смотри: тогда они сделали это без зависти, а после не так. Если вы сами хотели этого, то тем более надлежало увещевать. Но, о, властолюбие! О, тщеславие! Как оно низвращает и губит все! Оно побуждает восставать против спасения своего и других. Оно уродует и ослепляет, так что приходится искать вожатых. И, о, если бы так, если бы они искали вожатых! Но даже и этого не хотят делать, полагаясь во всем на самих себя. Оно не дает им видеть ничего; окру­жает их, как бы какая мгла и мрак, не позволяя прозреть.

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 13:1

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 2-8 Служащым же им Господеви и постящымся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их. Сия убо послана бывша от Духа Свята, снидоста в Селевкию, оттуду же отплыша в Кипр. И бывше в Саламине, возвещаста слово Божие в сонмищах иудейских: иместа же и Иоанна слугу. Прошедше же остров даже до Пафа, обретоста некоего мужа волхва лжепророка иудеанина, емуже имя Вариисус, Иже бе со Анфипатом Сергием Павлом, мужем разумным: сей призвав Варнаву и Савла взыска услышати слово Божие. Сопротивляшеся же има Еллима волхв (тако бо сказуется имя его), иский развратити Анфипата от веры

Что значит: служащым? Это значит: проповедующим. А выражение: отделите ми на дело, - вместо: на апостольство. Кем же рукополагается Павел? Лукием и Манаилом, а вернее - Духом Святым. Хиротонисуется же он, чтобы проповедовать со властию. Как же сам Павел говорит: ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1)? Это - в том отношении, что не человек призвал его и обратил. Рукополагали не так, как диаконов; но возложиша на ня руки после предварительного поста и молитвы, так что из этого можно заключить, что Варнава и Павел чрез такое рукоположение получили высшую иерархическую степень, чем диаконская. В Селевкии они не останавливаются, зная, что жители ее могли стяжать много пользы от соседнего с нею города; а спешат исполнить неотложное. Сей (анфипат - проконсул) призвав Варнаву и Савла взыска услышати слово Божие. Удивительно в проконсуле то, что он, быв ранее увлечен уже магией волхва, пожелал послушать апостолов. Но обрати внимание и на волхва: когда апостолы проповедовали прочим людям, он не очень негодовал; вознегодовал же особенно тогда, когда они пришли к проконсулу.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, 7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. 
 

Из Саламина апостолы пошли далее по острову, повсюду проповедуя Христа, и достигли наконец противоположного берега, где лежал главный город острова – Паф, местопребывание римского проконсула, правителя Кипра. В Пафе они пришли в столкновение с некоторым волхвом-лжепророком, который выдавал себя за чудотворца и вместе посланника Божия, получающего от Бога особенные откровения; родом он был иудеянин и прозывался Вариисусом (сын Иисуса – сын спасения или спасителя). Столкновение это случилось при следующих обстоятельствах. Проконсулом Кипра был тогда Сергий Павел, муж разумный, неудовлетворявшийся языческою религией и пытливо искавший истины. Вследствие этого он приблизил к себе иудеянина Вариисуса, который до прихода апостолов и имел на него большое влияние. Когда же пришли в Паф Варнава и Савл, то Сергий вследствие того же стремления своего к познанию истины пожелал услышать от них слово Божие.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

6. Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеанина, именем Вариисуса,

7. Который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

Прошедши весь остров до Пафа: Паф (собственно Новый Паф, в 30 стадиях от старого Пафа, славившегося в древности культом богини Венеры) – главный город острова, местопребывания римского проконсула – правителя острова, лежал на противоположном Саламину берегу острова. Проходить от Саламина до Пафа проповедникам приходилось по густо населенному пространству, и они, без сомнения, проповедовали Христа в проходимых ими населениях, хотя по краткости рассказа дееписатель и не упоминает об этом.

Нашли они некоторого волхва и пр.: волхва, конечно, в том же смысле, в котором этим именем называется самарянский Симон волхв выше (Деян.8:9 и прим.). Сверх сего дееписатель характеризует его еще именем лжепророка, человека, который ложно выдавал себя за особенного, чрезвычайного посланника Божия, получившего от Бога особенные чрезвычайные откровения (Втор.18:20 и парал.). Название волхва (Елима) он присвоил себе, вероятно, сам, названием лжепророка клеймит его дееписатель. Этот волхв был иудеянин: судя по арабскому имени Елима, которое он присвоил себе, он был, вероятно, иудеянин из Аравии, или может быть присвоением этого названия он хотел только выдавать себя за восточного мудреца, похвастаться этим и приобрести больший почет в глазах народа.

Именем Вариисуса: Вариисус значит собственно – сын Иисуса (так как имя Иисус было тогда одним из обычных имен, дававшихся при обрезании; ср. прим. к Мф.1:1), и едва ли было собственным именем волхва, а известен был он под этим именем по отчеству (подобно как назывался Варфоломей – сын Фоломея, а собственное имя его было Нафанаил; см. прим. к Мф.10:3).

Находился с проконсулом Сергием Павлом: был при проконсуле и, как видно, имел влияние на него. При Октавиане Августе Кипр некоторое время был провинцией императорской и потому управлялся пропретором, но Август отдал эту провинцию сенату, и с тех пор она стала управляться проконсулом. Тогдашним проконсулом Кипра был Сергий Павел.

Мужем разумным: разумность этого проконсула можно усматривать частью в том, что он не удовлетворялся языческой религией и мудростью и держал при себе иудейского волхва, надеясь в его (мнимой) мудрости и учении найти более удовлетворения своим духовным потребностям, частью – в том, что он не чувствовал себе удовлетворения и от этого волхва и услышав о проповедниках нового учения, пожелал слушать их проповедь, и, наконец, особенно в том, что он уверовал в Господа Иисуса, проповеданного ему Варнавой и Савлом (ст. 12).

Елима волхв: Елима – арабское слово и означает мудреца, по преимуществу, волхва, так что слово волхв, стоящее здесь рядом со словом Елима, есть только перевод последнего слова, поставленный, конечно, для того, чтобы не оставалось неизвестным значение слова Елима (от одного корня с арабским Елима турецкое Улем).

Противился им и пр.: опасаясь потерять свое влияние на проконсула, а вместе с тем лишиться и места и почтения от народа, волхв противился проповедникам Христовым; т.е. вероятно оспаривал их учение, силясь опровергать его и доказывать его неистинность и стараясь тем отвратить проконсула от веры в учение проповедников.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса

Паф - главный город острова, местопребывание римского проконсула, на противоположном Саламину конце острова.

Некоего волхва, лжепророка - очевидно, подобного Симону волхву (Деян. 8:9).

Вариисус - сын Иисуса. Может быть, это имя не было собственным именем волхва, так как выражает лишь его иудейское отчество (подобно тому, как собственное имя Варфоломея, т. е. сына Фоломеева - было Нафанаил, см. пророка Мф. 10:3). Упоминаемое далее арабское Елима точно так же, кажется, не служит собственным именем лжепророка, а является лишь обозначением его профессии, ибо Елима и означает волхв мудрец по преимуществу.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

6. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,

7. который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.



Прибытие Апостолов в главный город острова – Пафу, находившийся на противоположной стороне острова, было, вероятно, скорое и преднамеренное. Проходя по населенным местностям, они, конечно, проповедывали, но дело шло так, что писатель книги сей не мог отметить ничего выдающегося. Иначе было в Пафе, этой столице проконсула, который был расположен к исканию веры истинной. Почему, не удовлетворяясь язычеством, он держал при себе Еврея, именем Вариисуса, выдававшего себя пред ним за мудреца (волхва), а в действительности бывшего лжепророком.

Вариисус во многом походил на Симона-волхва, но отличался от него тем, что тот больше увлекался чудодейственными силами, узнавая их повсюду, а сей более держался, так сказать, Еврейской почвы. В одном уже его имени было приспособление к Мессианским понятиям. Он выдавал себя за сына (вар) Спасителя (Иисус) и, как замечает Дееписатель, подделывался под образ жизни и действия пророков, почему и назван лжепророком. Но чтобы придать в то же время и особливый характер своей пророчественности (очевидно не признававшейся Иудеями), он называл себя мудрецом (волхвом) Арабским – Елимом (улемом). Добрый проконсул сначала, вероятно, очень им интересовался, но вскоре же, как человек благоразумный, увидел лживость Вариисуса, а потому, когда явились Варнава и Савл, то он немедленно призвал их, чтобы удовлетворить свою жажду истины, в приобретении которой так многие совершенно отчаивались, как показал это другой проконсул (Пилат), хотя пред ним была Сама воплощенная Истина.

Артоболевский очень возвышенно рисует образ проконсула Сергия Павла. Он пишет: «Дееписатель характеризует его, как «мужа разумного» (Деян.13:7); срав. (Деян.11:24). Нельзя думать, что это определение относилось к каким-нибудь личным качествам проконсула, к его житейской опытности, политическому такту, административным способностям, или даже к научным занятиям (если только он тождествен с упоминаемым Плинием естествоиспытателем). Несомненно, здесь определение внутренней духовной жизни проконсула сделано в ветхозаветном смысле. Нужно думать, что проконсул среди языческих заблуждений сумел сохранить в себе ту «мудрость сердца» (Иов.38:36), то естественное нравственное чувство, которому позднее Апостол дает название совести (Рим.2:14-15). В его сердце не был заглушен этот светильник, руководствуясь которым язычники, не имея закона, естеством законная творят. Находясь по долгу службы в самом, если можно так выразиться, пекле безнравственных восточных культов, Сергий Павел не находит в них внутреннего удовлетворения. Он уже почти верил в существование Великого Существа, он познавал Его в духе «в духовном разуме» (Кол.1:9), и жаждал только проявления Его во внешнем материальном мире» . «Но когда Вариисус, заметив расположение Сергия Павла к его проповеди и его желание видеть внешнее проявление Божества, решается выдвинуть таинственный (Иудео-теософический) элемент, – совершает чудеса и самого себя окружает ореолом божественного величия, тогда в сердце проконсула начинается реакция, выразившаяся в неудовлетворенности учением Вариисуса. Гордое наименование себя Елимом – мудрецом, наподобие других магов, затем поведение его во время проповеди Апостолов (ст. Деян.13:8) с достаточною ясностью раскрывают пред нами личность мага, с ее нравственной стороны: гордость или крайнее самолюбие (исключавшее всякую любовь к ближнему) и низкое своекорыстие, – вот из чего слагается внутренний мир волхва».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесах.

Мф.7:22-25. Это осуждение относится не к тем, которым Сам Господь сказал: «Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте»: Мф.10:8, а к ложным «чудотворцам»: Деян.19:13-16;13:6,11, и к «живущим по плоти» Рим.8:5-6. Церкви, основанной Иисусом Христом, дано не только чудеса творить: Деян.19:10, но и вязать и разрешать грехи: Мф.16:18-19, а о чудесах сказано: Мф.17:20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible