Скрыть
И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.

Святые отцы

Прочие

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Ст. 16-18 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою

Вот, когда царь сирийский захотел взять святого Елисея пророка и подчинить его своей власти, когда окружил его большим количеством воинов, то он не устрашился и не смутился, но сказал слуге, сообщившему ему об этом: Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. О, вера святого пророка! Он не боится врагов, которых видит, потому что знает, что ангелы с Тем, в Кого он верит; он не боится земных козней, потому что знает, что с ним помощь небес. Тех, которые с нами, - говорит он, - больше, нежели тех, которые с ними.

Сколь примечательно! Больше защитников с неба, которые заслужены праведностью, нежели нападающих на земле, которые порождены порочностью. Смотрите на заслугу блаженства! Пророк уже говорит о множестве, в то время как слуга его всё ещё не уверен в спасении. Насколько лучше различают духовные очи, нежели глаза плоти! Один замечает численность бойцов, а другой - знак защиты. Сколь велика милость Бога! Человекам посылается благо, но они не видят его; находящиеся в опасности получают помощь, но не знают об этом. Ибо таково благочестие Спасителя, что Он вмешивается ради спасения, но не даёт видеть Себя, что Он даёт почувствовать Свои благодеяния, но не обнаруживает Себя для зрения.

Потому заблуждается тот, кто считает, что если воевал успешно, то одолел собственной силой. Ему бы следовало знать, что враги более побеждаются заслугами, чем силой, и одолевает их куда более святость, а не сила, как и святой Елисей превзошёл врагов своих не оружием, а молитвой. Ибо когда он сказал своему слуге, дабы прогнать его страх, что [с ними] больше защитников, а страх при этом не исчез, то он так молился Господу: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открылись его глаза, и он увидел, что вся гора наполнена конями и колесницами и далее. Итак, молитва пророка открыла глаза слуги. И нечему удивляться, если по молитве отверзлось небо, чтобы явилось целое воинство, то открылись и глаза, чтобы он увидел. Нечему удивляться, говорю я, если тот, кто обещает новую помощь, даёт и новые глаза. Или почему бы тому, кто собрал воинство ангелов, не устроить и войско взирающих? Почему, говорю я, тот, кто своими заслугами проник сквозь мрак облаков, не может очистить своей молитвой притупленность зрения? По необходимости, тем самым, святой Елисей совершил такое, потому что так он внушил безопасность перепуганному слуге, которому уже дал остроту видения.

Проповеди

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 15-17 Поутру служитель человека Божия (пророка Елисея) встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея

Это сказано в утешение всем современным труженикам Христовым! Много врагов у искреннего и самоотверженного христианина, особенно – у служителя Церкви. Не только открытые враги Бога и Святой Церкви, которых теперь стало такое множество, но и тайные лжебратия, клеветники, завистники, постоянно борются с добрым христианином. В этой борьбе иногда унывает воин Христов. Пусть не смущается сердце его, пусть крепко он верит, что его окружают сонмы угодников и ангелов Божиих, что недалеко, около него Сам Господь (Пс. 15:8): с Богом же не страшно! Он не дает силы врагам Церкви Божией, если то не будет угодно Его святой воле. И во всякую минуту защитит Своих избранников и даст им избавление, когда найдет это нужным (Лк. 18:7).

Верные христиане видят своих многочисленных врагов, знают и чувствуют их удары, но по особому Божьему промышлению они не видят поборяющих за них святых угодников Божиих и Самого Спасителя. А если бы открылись у них очи, они узнали бы, какая могучая защита окружает их и как ничтожны перед воинством Христа все Его враги. Но все это они чувствуют очами веры, а в жизни будущей узрят полное торжество Святой Церкви Божией и славу Того, Кого здесь распяли и поносили и будут поносить до скончания мира сего: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. (Откр. 1:7).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-23 Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей. И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме. И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея. И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии. И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву

Хронологическая дата описанных здесь вооруженных нападений сирийцев на царство Израильское с точностью не может быть определена: объединяющей идеей является здесь не временная последовательность, а чудотворение пророка Елисея. По-видимому, данные набеги предшествовали рассказу о Неемане, где есть упоминание об этих набегах (V:2); вероятно, события эти имели место при Иораме «сыне убийцы», ст. 32, могло быть приложено только к нему, а не к последующим царям. Пророк Елисей, обладая вышечеловеческим ведением, пользуется им для открытия коварных планов сирийцев и этим возбуждает со стороны последних преследование (9-12), направленное в местопребывание пророка - Дофаим, евр. Дотан (ст. 13) - город на торговой дороге из Галаада в Египет, здесь некогда был продан Иосиф (Быт XXXVII:17, 25), к северу от Самарии (ср. Иудифь III:6 и д.); теперь телл-Дотан к северу от Набулуса (Onomast. 396. Ср. Толков. Библия, т. I, с. 101). Благодатная охрана небесная над Израилем в виде огненных коней и колесниц, подобно небесному ополчению, некогда ободрявшему Иакова (Быт XXXII:1-2), была, по молитве пророка, открыта и одному из служителей его (15-17). Елисей совершает чудесное ослепление сирийского отряда, затем опять исцеляет его, приводит его в Самарию к царю израильскому, но отклоняет последнего от намерения его совершить над сирийцами опасный в древности херем (19-23; ср. 1Цар XXVII:11), повелевая отпустить сирийских воинов, как попавших в плен без боя: а если они будут убиты, то не познано будет чудо; а если возвратят здравыми к пославшему, то и он познает силу Бога нашего (блаж. Феодорит, вопр. 20). Временный мир был достигнут.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible