Скрыть
И рече́ Елиссе́й: жи́въ Госпо́дь си́лъ ему́же предстою́ предъ ни́мъ, я́ко а́ще бы́хъ не лице́ Иосафа́та царя́ Иу́дина а́зъ прiя́лъ, то́ воз­зрѣ́лъ ли бы́хъ на тя́, и ви́дѣлъ ли бы́хъ тя́?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-14 И пошел царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шел за ними. И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии. И сказал Иосафат: есть у него слово Господне. И пошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский. И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя

После смерти Ахава умер и его сын Охозия, и, поскольку у него не было детей, его брат Иорам воцарился над Израилем; поэтому Писание упоминает о нем, когда говорит, что он двинулся со своим войском против царя Моава. Причина, по которой он пошел войной, состояла в том, что Меса, царь Моавитский, отказался платить дань царям израильским и не платил ни Иезекии, ни Иораму, то есть (он не заплатил) сто тысяч жирных ягнят и сто тысяч неостриженных баранов. Слово noqdo, которое здесь употребляет Писание, происходит из иврита, и его можно перевести как «царь пастухов баранов», то есть он разводил огромные отары. Таким образом, Иорам, который был полон решимости отстоять права, от которых отказался его брат, созвал царей жителей Иудеи и Едома, и пошел с ними по землям сынов Моава. Но они обнаружили, что идут по пустынной и высохшей земле, где не было воды для войска. Три царя пошли на встречу с Елисеем по совету праведного Иосафата и умоляли его спасти страдающих людей, охваченных жаждой. Пророк отказывался и сурово упрекал Иорама, но был доволен Иосафатом и дал ему надежду на спасение. В то же время он обещал, что при его посредничестве он и его соратники скоро добьются победы с помощью Господней.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя

Не пророк призывается к царям, а сами они идут к нему (ст. 12), и Иорам, инициатор похода и виновник общего бедствия союзного войска, выслушивает резкое, нелицеприятное обличение из уст пророка Елисея; «пророки отца» Иорама, т. е. Ахава - известные из 3Цар XXII, пророки культа тельцов при дворе Ахава, «пророки матери» (Иезавели) - пророки-жрецы Ваала и Астарты (3Цар XVIII:19 сл.), - противоположность истинного и ложного пророчества здесь выступает с неменьшей силой, как и в истории пророка Илии и пророка Михея. Несмотря на обнаруженные Иорамом попытки отменить культ Ваала (ст. 2), жрецы после оставались (ср. X:19), след. и культ Ваала продолжал еще держаться. Повторение Иорамом фразы: «созвал Иегова трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава» (ст. 13; ср. 10) указывает, может быть, что перед походом, вероятно, по требованию Иосафата, вопрошали Иегову. Пророк Елисей прямо объявляет, что даст пророческое слово только ради благочестия Иосафата. «Таким образом, благовременно сделано обличение, когда нужда смирила надменность властителя» (блаж. Феодорит, вопр. 11).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible