Скрыть
И взя́ Аха́зъ су́щая въ дому́ Госпо́дни и я́же въ дому́ ца́рстѣмъ и у нача́лниковъ, и даде́ царю́ Ассу́рску: и не бы́сть на по́мощь ему́, но то́кмо къ печа́ли его́.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 28:21-24 потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе. И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он – царь Ахаз. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю. И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме.

     Но Ахаз, сын его, всех подобных ему затмил вымыслами нечестия. Это показала нам и книга Царств. А настоящее дееписание, сверх того, дает видеть и бедствие, какое потерпел он. Ибо сперва иудеи преданы были Богом сириянам и многие убиты, многие же отведены в плен. А потом царь десяти колен Факей в одной битве поразил сто двадцать тысяч, и сынов царских и военачальников, двести же тысяч взял в плен. Но пророк Одид, вышедши в сретение победителям, угрожал им гневом Божиим за то, что вопреки Божию закону вели пленников в рабство. Он говорил: «вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес. И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим? Итак послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас» (2Пар.28:9-11), – то есть Владыка Бог восхотел наказать их за нечестие и соделал, что они потерпели поражение, а вы одержали победу; но вы, победив, забыли о родстве, не привели себе и на мысль естественных уз; напротив того, с соплеменными поступили, как с варварами и иноплеменными; не удовольствовались даже тысячами убийств, но единородных своих принуждаете быть рабами; поэтому свидетельствую, что потерпите тягчайшие бедствия.
     Народоначальники уступили пророку, убедили народ и оказали милости взятым в плен. Ибо сказано, что одели нагих, принесли им мази и пищу, а немощным дали вьючных животных и отвезли их до города Иерихона. Заметить же надобно, что Иерихон назван градом финическим. Ибо сказано: «отправили их в Иерихон, город пальм» (2Пар.28:15).
     История показывает и то, что иудеи, пребывая в нечестии, преданы были иноплеменникам и в городах их поселились враги. Ибо сказано: «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2Пар.28:19). Сказано же «совратил» в значении «научил чему не надлежало», потому что ввел чуждые нравы и сделал, что стали почитать богов, чествуемых иными народами. Призвав же в помощь царя Ассирийского, достиг не того, чего домогался, потому что писатель присовокупил: «но не в помощь себе» (2Пар.28:21).
     Но, и подвергшись всем сим наказаниям, продолжал Ахаз предаваться нечестию. Сказано: «он продолжал беззаконно поступать пред Господом. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю» (2Пар.28:22-23). Не только не помогли ему, но даже сделались виною всякого рода бедствий. Простершись же до крайнего развращения, «сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме» (2Пар.28:24). И в последующих словах продолжается то же обвинение. И когда умер Ахаз, не удостоили его гроба с царями благочестивыми.

Толкование на 2-ю книгу Паралипоменон

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-21 В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему, ибо Идумеяне и еще приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен; и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от нее города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там. Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом. И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему, потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе.

Поражение иудеев со стороны идумеев и филистимлян, тягостная помощь со стороны ассирийского царя

О набегах на Иудею идумеян и филистимлян при Ахазе также определенно говорит лишь 2 Пар. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении 4Цар XVI:6: об отнятии идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пророка Исаии (Ис XIV:28–29). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, к юго-западной его части, на границе с землей Филистимской. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается Гимзо, LXX: Γαμζώ, (также Γαμεζοά, Γαμζαί), Vulg.: Gamzo, слав.: Гамзон — город восточнее Лидды, теперь Gimzu (Robinson . Palastin. Ill, 271). — Вефсамис … о положении этого священнического города см. примеч. к Нав XV:10; 1Цар VI:9; 3Цар IV:9, в Толков. Библии т. II. О положении левитского города Аиалона (в колене Дановом) см. замеч. к Нав X:12; XIX:42 — Толков. Библия II. Гедероф или Гедера — ныне деревня Катра или Гадра, ср. 1Мак XV:39; XVI:9 и примеч. к Нав XV:36 — Толков. Библия II. Сн. Guerin, Iudee II, 35 ff. Coxo … было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине, Нав XV:35; ср. 3Цар IV:10; 2Пар XI:7, другой в горах Иудиных, Нав XV:48, см. Толков. Библию II, с. 335 и 336. О положении Фимны или Фамны (Onomast. 292) в гористой части Иудина колена см. замеч. к Быт XXXVIII:12–14 — Толков. Библия I; это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Фимна (Нав XV:10) по первоначальному разделению находилась в колене Дановом (Нав XIX:43), но большей частью находилась в руках филистимлян (Суд XIV:1–2, 5. См. замеч. о ней в Толков. Библии II, с. 334 и 373); эта Фимна или Фамна, вероятно, имеется ввиду в рассматриваемом месте 2 Пар. Кроме того, известно сходное название Фомнаф-Сараи (Нав XIX:50. Onomast. 500), где был погребен Нав. (Нав XXIV:30) — город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А. А. Олесницкого, Святая Земля, т. II, с. 307–371. Сн. Толков. Библия II, с. 345–346.

О малодушном посольстве Ахаза к царю ассирийскому (в принятом евр. тексте ст. 16 стоит: «к царям», ал малхе, но в код. 188 у Кенник. у LXX, Vulg. слав., рус. имеется единств. число: «к царю Ассирийскому»), т. е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими Ахаз купил эту помощь у ассирийского царя. 2 Пар — ст. 16 и 21, говорит совершенно согласно с 4Цар XVI:7–8. См. Толков. Библию II. Вместе с тем 2 Пар — ст. 20 — добавляет, что помощь ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу — как предупреждал об этом царя иудейского пророк Исаия Ис VII:17, VIII:8, и как это фактически подтверждает 4Цар XV:29, — свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы Израильского царства и отнятых нескольких городах, причем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства. Ср. Толков. Библия II, 515–516.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible