Скрыть
Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 1-10 и молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего

Следует ли рассматривать эти слова как просто слова обычной женщины, благодарящей Бога за рождение сына? Неужели разум человеческий настолько отвратился от света истины, что он и не чувствует, что слова этой женщины превосходят ограниченные пределы её собственных мыслей? Воистину каждый, затронутый событиями, исполнение которых уже началось, даже в этом земном странствии должен прислушаться к этим словам и принять во внимание то, что через эту женщину (само имя которой, Анна, означает «милость Божия») говорит дух пророчества, сама христианская вера, сам Град Божий, царь и основатель которого Господь Бог наш Иисус Христос. Воистину здесь глаголет благодать, милость Бога. И поскольку Бог гордым противится, то они будут от нее отлучены, и оттого они падут, а смиренным Бог дает благодать, и они ею преисполняются, и оттого восстанут. И это было главной темой возносимой ею хвалы Господу.

Но вот кто-то готов сказать, что сия женщина не произнесла ни слова пророчества, а слова её лишь хвала Господу, произнесенная в приливе чувства благодарности Господу за сына, дарованного ей в ответ на её молитву. Но если только это так, тогда в чем смысл следующих её слов: Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1Цар 2:4-5)? Родила ли Анна семь раз, когда говорила эти слова? У нее был лишь первенец, когда она говорила так; и даже впоследствии она не родила семь раз или хотя бы шесть, коль скоро мог бы стать седьмым. А ведь было у нее всего три сына и две дочери. И теперь прими во внимание её заключительные слова, сказанные ею в то время, когда её народ ещё не знал ни одного царя над собой: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего (1Цар 2:10). Как тогда она могла сказать такое, когда бы не пророчествовала? Посему услышьте голос Церкви Христа, града Бога нашего (Пс 47:2), той, которая благодатная (Лк 1:28), которая счастлива в потомстве. Пусть скажет словами пророчества о себе: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем. И воистину сердце её укрепилось и вознесся рог её высоко, ибо в Господе, а не в самой себе находит она для себя силу и вдохновение.

О граде Божьем

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Имеющий ведение во всякой вещи находит содействие к спасению души и прославлению Бога, для чего и создано все от Бога разумов и Господа, как говорит мать пророка Самуила, потому да не хвалится премудрый премудростию своею и прочее, но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, то есть тем, чтобы познавать, во многом разуме, Господа из творений Его, и подражать Ему, по силе, хранением Божественных заповедей Его, чрез которые познает Его, и, подобно Ему, возможет творить суд и правду посреде земли, ибо она говорила это, пророчествуя о распятии и воскресении Господнем.

Творения. Книга вторая

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа

Ни наука, ни сила внешняя, ни богатство не имеют главного значения для человека, а познание Бога. Почему? Потому что, кто познал Бога, уверовал в Него и живет в общении с Ним и по Его заповедям, тот и мудр и силен, и богат. А без Бога наука ходит во тьме, внешняя сила не имеет опоры, богатство ведет к разврату и нищете…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Евсевий Кесарийский (†339)

Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего

Божественное Писание предсказывает новое возвращение на небеса по имени Христа, вместе с Которым мыслится Слово Божие, и слышное всем наподобие грома Его учение и Его суд над всеми, который произойдет после этого. Вслед за этим, сказано, сам Господь даст крепость царям нашим. Под ними, возможно, имеются в виду апостолы Христовы, о которых написано в шестьдесят седьмом псалме: Господь даст слово благовествующим силою многою. И вместе с тем Писание упоминает по имени Христа, Который мыслится по человечеству нашим Спасителем, Чей рог, как сказано, вознесется, и тем самым показывает в Нем невидимую силу и Его Царство. Ибо Писание обычно называет рогом Царство. И в восемьдесят восьмом псалме сказано: и Моим именем возвысится рог его (Пс 88:25).

Доказательство в пользу Евангелия

Фруктуоз Брагский, еп. (†665)

Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего

Вот написано: Он Сам будет судить концы земли. Господь всякого человека в конце либо оправдывает, либо осуждает и исход всех вещей Сам сообразует, так чтобы грешник, если истинно раскаивается, не был лишён надежды на прощение, а праведник не был уверен в своей святости.

Правила монашеские

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего

Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог (силу, крепость) помазанника Своего. В ближайшем смысле здесь разумеется возлюбленный и прославленный Богом царь евреев Давид, а также его сын и преемник - могущественный и славный Соломон (1Цар VII; 1Пар XVII). В более отдаленном, пророчественно-мессианском, смысле - Божественный Потомок Давида по плоти - Господь наш Иисус Xристос, Своим учением и жизнью принесший на землю «суд (греховному) Миру сему» (Ин XII:31) и имеющий прийти вторично на землю - для страшного суда и праведного воздаяния грешникам и праведникам (Мф XII:36; XIII:41, 49; XVI:27; XIX:28; XXIV:31; XXV:32; Лк XVII:22; Ин V:22, 25, 44; XII:48; Деян XVII:31; 2Пет III:7; III:10; Иуд 1:14-15; Рим II:5, 6; 2Кор I:14; V:10; 1Кор I:8; IV:5; 2Сол II:2 и мн. друг.).

Xвалебно-пророчественная песнь матери Самуиловой Анны легла в основу третьего ирмоса церковных канонов.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible