Скрыть
И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

и изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей

Все эти способы выражаться будут считаться ложью, если только образное выражение или действие следует рассматривать как ложь. Но если нет лжи в том, что знаки, используемые для обозначения чего-то одного, используются также и для обозначения чего-то еще как средство понимания истины, то совершенно определенно о таких случаях не должно судить как о лжи. И к ним относятся, например, тот случай, когда Иаков повел себя определенным образом перед своим отцом и говорил ему, чтобы получить благословение, и тот случай, когда Иосиф наигранно говорил своим братьям, и тот случай, когда Давид притворялся сумасшедшим, и многие другие знаки такого рода, которые не следует рассматривать как ложь, ибо их, эти действия и речи, следует рассматривать как пророческие знаки, относящиеся к разумению истины.

И эта истина облечена в образы, покрыта ими как одеждами, в упражнение уму вопрошающего о ней человека благочестивого и чтобы не обесцениться по причине легкодоступной [для нечестивых] наготы. И хотя мы ознакомились с истиной в других местах, в которых о ней говорится прямо и просто, всё же, добытая из глубоких тайников трудом понимания, она заново воссоздается в нас и, обновленная, приносит нам еще большее наслаждение. И при этом она не прескучивает по причине завуалированности ищущему и постигающему ее, но тот, напротив, с еще большим пылом стремится открыть ее для себя, и тогда, наконец, она открывается как еще более желанная и драгоценная.

Против лжи

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 13-15 И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, [кидался на руки свои] и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой? 

      Вопрос 55. Для чего Давид притворился подверженным припадкам?

      Спасаясь бегством от Саула, удалился он в Геф; ибо не предполагал, что будет там узнан. А когда увидел, что жители Гефа узнали в нем того самого, кто убил их защитника, тогда, притворяясь неистовым, избежал смертной опасности. Божественное же Писание дает видеть его благочестие; потому что всегда, вопросив сперва Господа, вступал в битву и прекращал дело. Так и теперь, доведавшись, что приближается Саул, узнавший об его пребывании в Кеиле, вопросил, предадут ли его спасенные им, и получив ответ, что предадут, перешел в другое место. Слова: «ходили, где могли» (1Цар.23:13) – означают скитание; потому что проживали то в Иудее, то в пустыне. «Давид же пребывал в пустыне» (1Цар.23:14). Иные толковники перевели сие: в укрепленных пещерах. Между тем Ионафан явно показал горячность расположения своего к Давиду. Когда отец замышлял убить Давида, и желал уловить его, Ионафан не перенес терзания любви, но пришедши туда, где жил Давид, и ободрив его предсказанием о вступлении на царство, снова подтвердил заключенный прежде завет дружбы. Слово: кени (1Цар.23:15;16) Акила перевел лес. Слово: гиваад – холм, а выражение: в пустыне покорной (1Цар.23:24), – на равнине. Господь же показал свою попечительность о Давиде. Когда Саул готовился уловить его, нашествием иноплеменников воспрепятствовал устремлению на Давида; потому что Саул, узнав о нашествии, возвратился назад (1Цар.23:27;28).

Толкование на 1-ю книгу Царств

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

и изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей

Когда Саул преследовал Давида, Давид убежал от Саула и пришел к Анхусу, царю Гефскому. И поскольку там из зависти сложилось подозрительное к нему отношение, он изменил лице свое пред ними… пускал слюну по бороде своей. И он поступил так, чтобы выглядеть безумным в их глазах, и тогда был отпущен из жалости невредимым. Но, как и другие деяния сего мужа, это было совершено им в ознаменование великого таинства. И то, что потоки слюны, то есть слова книг Священного Писания, потекли по бороде его, было знаком того, что они набирали великую силу.

Значимость этих жестов привела к замене имени «Анхус», к которому пришел Давид и у которого он нашел пристанище, именем «Авимелех», означавшим «царство отца моего». Этот факт со всей очевидностью имеет отношение к Господу нашему Иисусу Христу, через Которого славный Отец Его осуществил Свое святейшее и ревностное служение миру. Выражение «и был изгнан от него» (Пс 33:1) здесь относится к царю Авимелеху. <…> «И удалился» означает, что Давид отправился в другие края, поскольку, как мы уже заметили выше, он начал вызывать подозрения.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей

И изменил лицо свое, т. е. притворился безумным, дабы не возбудить в филистимлянах подозрений насчет каких-нибудь скрытых политических целей его прибытия к ним.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible