Скрыть
И у́стiе его́ бя́ше я́ко у́стiе потиря́ прозяба́ющаго кри́на, и толстота́ его́ на дла́нь.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало две тысячи батов

Край чаши обозначает вкус страдания Господа, а распустившаяся лилия ясно передаёт славу Его воскресения. А то, что море указывает на чашу Его страдания, подтверждается Самим Господом, Который по приближении страданий молился Отцу, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! (Лк 22:42). Лилия же, которая в дополнение к приятнейшему благоуханию окрашена в белый цвет снаружи, а в золото внутри, соответственно выражает славу воскресения Того, Кто внешне показал ученикам Своим бессмертие Своего тела и в то же время научил, что внутри него Божественным светом сияет душа. Распустившуюся лилию уместно принять и за Самого Посредника между Богом и человеками (1Тим 2:5), увенчанного в славу и честь за смертное страдание, а прежде страдания бывшего словно бы закрытой лилией и просиявшего знамениями чудес, словно бы совершённых выдающимся человеком. Но после воскресения и вознесения Он явил Себя обитателям небесной родины распустившейся лилией, ибо в воспринятой Им человеческой природе Он показал силу славы Божьей, которую имеет с Отцом Своим прежде бытия мира.

О храме

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-26 И сделал литое из меди море, - от края его до края его десять локтей, - совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом. Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем. Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него. Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало две тысячи батов

(сн. 2Пар. 4:2-5). Новой принадлежностью храма и вторым грандиозным произведением Xирама было так называемое медное или «литое» море (иам муцак), т. е. названным морем по обширности (по И. Флавию, Древн. VIII, 3, 5 ἐκαλήθη… θάλασσα διὰ то μέγεθος) бассейн во дворе храма, между жертвенником всесожжения и Святым, ближе к югу, 10 локтей в диаметре, 30 локтей (по LXX и блаж. Феодор., – 33) в окружности и 5 локтей высоты, вмещавший 2 000 (по 2Пар. 4:5 - 3000) батов воды. Отношение окружности и диаметра в указанных цифрах (30 и 10 л. ) не представляется математически точным (при диаметре 10 локтей окружность равна 31 2⁄5 или 31,416 локтей; при окружности 30 локтей диаметр равен 9 174/314 локтей) и возбуждало много споров в среде археологов-библеистов. Но понятно, священные писатели не могли затруднять речь свою дробями и указывали лишь целые числа; возможно также, что диаметр и окружность определены в тексте независимо одно от другого, потому что в разных местах сосуда окружность его изменялась. В зависимости от этого объясняют (напр., Ляйтфут, митр. Филарет) неодинаковое определение вместимости «медного моря» – в 2000 батов (по кн. Царств) или в 3000 батов (по 2 Пар): последняя дата могла обозначать полную вместимость медного моря до самых краев, а первая, – сколько обычно наливалась. Форма бассейна – не цилиндрическая, как полагали некоторые, а имела вид чашечки распустившейся лилии (ст. 26), и, кроме того, имела выпуклую средину - наподобие бокала. По Иосифу Флавию (Древн. VIII, 3, 5) и блаж. Феодориту (вопр. 24), медное море имело вид полушария (ήμισφαίριον). Под краями медного моря одним литьем с ним были сделаны два ряда шаров наподобие колокинтов, по 10 шаров на локоть (по 2Пар. 4:3, эти барельефы представляли волов). Бассейн держался на 12 колоссальных изображениях медных волов, задняя часть которых была обращена к центру, а головы волов, по три вместе, обращены были во все четыре страны света; высота фигур волов, вероятно, равнялась натуральной высоте этих животных. По значению своему эти изображения могли напоминать волов, некогда перевозивших скинию в пустыне, и вообще были уместны во дворе храма, представляя главный жертвенный материал для близ стоявшего жертвенника всесожжений, менее всего они имели отношения к языческим предметам культа (мнение И. Флав. Древн. VIII, 7, 5).

Назначение медного моря – служить умывальницей для священников (2Пар. 4:6). По преданию, священники пользовались водой моря снизу, при помощи кранов или отверстий – или в пастях волов, или в стенке самого бассейна, между группами волов. Нечто подобное медному морю представляет однородный финикийский сосуд «Амафонское море», открытый на Кипре и с 1866 года находящийся в Луврском музее.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible