Об улыбке

Об улыбке

протоиерей Артемий Владимиров

 

Дорогие друзья, мы вновь встречаемся с вами. Я, признаюсь, как будто слышу некоторые укоры от моих собеседников: «Батюшка, ну почему Вы всё время говорите о каких-то малых малостях, о совершенно ничего не значащих пустяках? Рассказали бы нам лучше о будущем нефтедоллара, раскрыли тайны и пружины мировой политики, ответили нам, будет ли в России помазанник Божий или как справиться с коррупцией…»

Дорогие друзья, я думаю, что если Бог даст, мы поговорим и на эти животрепещущие темы. Вместе с тем, ни один батюшка не является универсалом. Слава Богу, мы не болеем комплексами Папы Римского, который почитает, что он непогрешим в час вещания с высокой колокольни, с высокой кафедры изумлённым народам. Да и то, Папа Римский в этом отношении скромен и знает пределы своей компетенции.

Но будучи немного литератором, немного педагогом, немного воспитателем, я убеждён, что история меня лично оправдает в моём стремлении не обымать необъятного, но сосредоточить внимание в отдельно взятой передаче на какой-то малой детали быта или малом жесте или слове, приняв во внимание которое, мы приобретём, может быть, совсем не мало.

Сегодня я хочу поговорить с вами о значении улыбки. Той самой улыбки, с которой начинается дружба, как «с ручейка начинается река».

Приметьте, что мы, русские люди, не привыкли много улыбаться. «Жизнь такая тяжёлая», — говорят батюшки в оправдание определённой хмурости физиономии. Да, жизнь конечно нелегка. И полагаю, что и на Западе сейчас нелегко. Кому нынче легко?

Но есть, чему поучиться у благовоспитанных людей, потому что улыбка подлинно изменяет время и пространство, если она идёт из глубины души, она благотворна, хотя и незаметно воздействует на собеседника. Улыбка делает этот мир богаче, краше, разностороннее. Она имеет свойство соединять души незримыми золотыми нитями.

Может быть, я это всё придумал? Давайте обратимся к такому замечательному психологу XIX столетия как Фёдор Иванович Тютчев. Мы эту и несколько ближайших передач посвятим нашему философу, русскому поэту. Я обращаюсь к стихотворению, родившемуся и вышедшему из-под пера Фёдора Ивановича 28 июля 1852 года. Названо по первой строке:

«Сияет солнце, воды блещут…»

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В этом стихотворении, как я понимаю, поэт восторгается улыбкой некой прекрасной девы или дамы. Она, может быть, тяжко страдала, перенесла скорби, но когда улыбнётся своей кроткой, тихой улыбкой, тогда всё вокруг преображается. И невольно умиляется душа поэта.

А противопоставление здесь делается между улыбкой, нет-нет блеснувшей, словно луч света на прекрасном и утомлённом лице собеседницы поэта, и тому «очей очарованьем», которое тот наблюдает очевидно в весенне-цветущей природе, где играет солнце, где блики пляшут и отражаются в лазурных водах морских или речных, деревья приходят в движение от лёгкого веяния ветерка. Крона кажется, как будто живой, трепещущей. Деревья своими мягкими кронами, как будто купаются в воздухе, напоённом ароматами. Цветёт мир природы, по весне кажется, жизнь жительствует! Но…

Для поэта вся эта роскошь Божьего мира меркнет пред одной «улыбкой умиленья
измученной души».

Я, конечно, не настолько лиричен и поэтичен, да и галантен, как Фёдор Иванович Тютчев. Мне хочется сейчас поговорить вообще об улыбке, не связанной, может быть, с умилённым разговором поэта и дамы, воздававшей ему подобающую честь.

Мы, батюшки XXI столетия, окружены людьми, находимся в гуще народной жизни и часто подмечаем, как возникают конфликты между мужем и женой, между матерью и детьми. Почему? Потому что современные люди удивительно скупы на выражение чувств.

Мать, желая чего-то добиться от своих неслухов, от своих отроков непоседливых делает им постоянно замечания, появляются морщины на её челе, глаза становятся колкими, неприятными, слова резкими. Да, она хочет хорошего, она желает как лучше, молится о водворении порядка и мира в семье, но сама же и нарушает этот мир, рубит сук, на котором сидит. Правой строит, левой разрушает.

А вот улыбка, мягкость интонации, некая даже непринуждённая весёлость, благость и, главное, теплота любви — они-то беспроигрышны. И они всегда имеют благой результат, когда мы, общаясь с человеком, пусть и не соответствующим в его поведении нашим желаниям, духом кротости, как учит Апостол Павел, желаем исправить согрешившего.

Отчего люди разводятся? Отчего проходит трещина, которая часто превращается в непроходимую пропасть, мешающую соединить руки, которые некогда стремились друг к другу? Опять-таки от недостатка культуры в общении и воспитания, от того, что какая-то маска смерти или гримаса раздражения царствует на лице. И мы смотрим друг на друга, как ёжики в тумане, как мышь на крупу исподлобья. А всего-то навсего нужно улыбнуться и сказать: «Простите, я невольно огорчил (или огорчила) Вас.»

«Возьмёмся за руки, друзья,
Возьмёмся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке…»

«Подымем бокалы, содвинем их разом!»

Друзья, прекрасен союз улыбающихся людей!

Автор: протоиерей Артемий Владимиров. «Словесная Акварель»

Источник: православная социальная сеть «Елицы»

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать