Здравствуйте. Часто приходится слышать или читать мнения, что "Бог нам ничего не должен". Что люди в большинстве настолько повреждены, больны, что только падшие ангелы и могут с нами контактировать а Бог не может помочь благодатью а ангелы практически уклонились от общения с людьми, потому что они как бы брезгуют.... Так вот насчёт первого, что Бог ничего не должен.. Минуточку, то есть как ничего не должен? Скажу в первом лице - Я не просил, чтобы меня создавали на свет. Причем надо учесть, что этот акт необратим. Душа ведь бессмертна... Или все таки картина мира несколько иная, чем описана в христианстве? Ведь даже у грешных людей перед зачатием ребенка если родители хоть малой долей ответственности обладают, то думают о обеспечении будущего чада всем необходимым и стараются поддержать и морально. Во вторых, зачем Богу держать и дальше создавать столько грешников, если до них то Он сам никак достучаться не может? Или опять таки планы разные для разных людей и большинство просто нужны для каких то задач а не для блага их самих? Например для упражнения в добродетелях праведников и просто как раб сила на Земле? Тогда вечные вопросы за что страдают невинные дети, например сразу проясняются. Также становится понятно, почему такие разные бывают судьбы, когда 2 человека боятся с одним и тем же недостатком и один исцеляется буквально на глазах а второго до отчаяния доводит "хлухота небес". Хотелось также узнать мнение о конечном пути "избранных" которым Бог благоволит и они попадут в рай. Человек ведь создан как владыка над всей землёй. Как смогут владичествовать одновременно множество людей да ещё вечно?
5 Ответов
Вы верно говорите о наличии серьёзных проблем в отношениях между людьми и Богом. Но имеете неверные представления о виновнике этих проблем. Потому столько противоречий и вопросов в Вашей конструкции.
Мы прекрасно знаем, что добрые взаимоотношения между родителями и детьми не строятся на парадигме о том, кто кому должен. Добрые отношения в семье всегда радуют.
Действительно, если мама выставит счёт за своё молоко, то мы огорчимся и не найдём в этом ничего радостного, но только боль. И если дети выставят родителям претензию, что мало дали для жизни, то это опять несёт боль.
Но всегда ли родители идут на поводу детей, даруя им всё, что они захотели поиметь, на что упал их взор? Нет! Добрые родители те, кто ограничивает малышей в безмерном поедании мороженного, кто запрещает воровать, кто строго настаивает, чтоб дети не ссорились между собой. Иначе, если дети разрешают себе всё, то кто-нибудь из них может даже погибнуть. И когда малыш залез на сервант и свалился, то он получает увечье.
А если малыша всегда просят не переедать, не брать чужого, а он не слышит замечаний и грубит, то и родитель начинает игнорировать ребёнка, выказывая этим законное недовольство.
Потому Богом установлены заповеди, чтоб не повреждалась наша душа, а через сломанную душу не повреждалась жизнь.
Бог относится к каждому человеку как к сыну, или дочери. Нарушая простые ограничения, человек попадает в тяжёлые ситуации, и даже такие, как потеря отношений с Родителем.
Христос пришёл в мир, чтоб примирить человека с Богом, выстроить добрые семейные отношения. Когда человек перестаёт нарушать заповеди духовной жизни, тогда он обнаруживает ответы на все вопросы из Вашего списка.
По поводу вопроса: должен ли нам Бог?
Бог никем и ничем не ограничен, ни от кого и ни от чего не зависит, в том числе не ограничен какими-либо обязательствами по отношению к творениям, не зависит от них.
Между тем, это догматическое утверждение не означает, что будто бы Бог безответственнен по отношению к миру в целом и его отдельным частям, по отношению к людям.
Представление о том, что ответственным может быть только тот, кто скован, прижат долговым обязательством - из области человеческой жизни. Бог заботится о Своем творении по благости, по любви, исходя из соображения пользы для мира в целом и каждого создания в отдельности.
Судя по вопросу, Вы не видите в Боге любящего Отца, но стремитесь понять Его в плоскости юридических отношений. Напрасно. Если у Вас есть дети, Вы знаете, что мы их любим и даже получаем некоторую радость от них, но всякий родитель чувствует себя ответственным за детей, заботится о них. И все это не ради законного наказания (лишения родительских прав и проч.), а просто по любви и по естеству. Причем нам нередко приходится себя понуждать на этот труд.
Бог не понуждает Себя и не страшится наказания, напротив, создав этот мир по Своей премудрости и любви, Он предлагает нам войти в Его радость и стать причастниками Его благости. Это и есть награда. Но насильно Бог не тянет нас в рай. В свою очередь, нежелающие будут подвергнуты вечному отлучению от Бога и муке за то, что отвергли Его любовь.
Напрасно Вы также думаете, что человек в нынешнем состоянии предназначен Богом к владению этой землей. По слову ап. Петра,
не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. (2Пет.3:9-13)
Ну, и наконец, всемогущему Богу не нужна "рабсила". А причин страдания детей так много, что об этом и говорить походя незачем. Например, если родители наркоманы, и у них родился больной ребенок, - в этом тоже виноват Бог? Или люди начали воевать друг с другом, отчего страдают дети... И подобных случаев множество.
Бог всеведущ, поэтому у Него нет вероятности. Он точно знает будущее, знает и то, как мы с Вами распорядимся своей свободой, но, несмотря на это, всегда готов помочь любому из нас.
Кроме того, насколько я понял, Вы требуете от Бога, чтобы Он лишал грешников свободы и тем самым основополагающего человеческого свойства. А ведь некоторые из них потом каются.
Что касается Вашей гипотезы, что я Вам предложу просто верить, то совершенно напрасно Вы так решили. Вместо это лучше обратитесь к Богу с искренней молитвой, только не в космическом масштабе (почему в мире есть зло и проч.), а в отношении себя лично, чтобы Вам прийти к вере и войти в жизнь вечную. Если Вы это сделаете и Бог не ответит, Вы ничего не потеряете. Если же ответит — приобретете великую цель в этой жизни и надежду на блаженную вечность.
Что люди в большинстве настолько повреждены, больны, что только падшие ангелы и могут с нами контактировать а Бог не может помочь благодатью а ангелы практически уклонились от общения с людьми, потому что они как бы брезгуют....
Максим, исходная точка Ваших размышлений - чьи-то фантазии, не имеющие отношения к православию. Далее Вы их пытаетесь объяснить и путаницы становится ещё больше.
Если бы Бог нам не помогал Своей благодатью, то мир уже перестал бы существовать - вот верный исходный тезис.
Что касается "зачем Богу было...", то далеко не всё мы можем вместить, находясь в падшем мире:
Ис.55:7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
Ис.55:8 Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.
Ис.55:9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Что касается ответственности Бога, то, по словам одного писателя:
Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
Приведу слова праведного Николая Кавасилы, которые, возможно, помогут Вам посмотреть на Бога несколько иначе:
Две вещи обнаруживают любовь и доставляют торжество любящему, – 1) всем, чем можно благотворить любимому, и 2) соглашаться терпеть за него жестокости, и, если нужно, за него пострадать. И хотя последнее доказательство расположения гораздо важнее первого, но оно невозможно было для Бога, бесстрастного ко всякому злу.
Будучи человеколюбив, Он мог благодетельствовать человеку, а терпеть за него раны не мог; а так как любовь Его была чрезмерна, а знака, коим бы выразить ее, не доставало, а надлежало не скрывать, как сильно любит Он, но дать нам доказательство самой высшей любви, и показать самую крайнюю любовь. Он измышляет сие истощение, делает и совершает то, через что соделался бы способным терпеть жестокости и страдания, и тем, что претерпел, доказать, как чрезмерно любит. Он обращает к себе того, который бежал от Благого, думая, что подвергся Его ненависти. И что всего удивительнее, не только претерпел, перенося жестокости и умерши в ранах, но и оживив и воскресив от тления тело, еще сохраняет сии раны, и носит на теле язвы, и очам ангелов является с ними, и считает сие украшением, и радуется, показывая, что претерпел жестокости; иное телесное Он отринул, и тело Его духовно, и не осталось в Нем ничего тяжелого, грубого и иной страсти телесной, а ран не отринул совсем и не изгладил в конец язвы, но показывает, что по любви к человеку любит и их, поелику, через них обрел погибшего и, претерпев мучения, нашел возлюбленного. Ибо иначе как было бы сообразно оставаться следам ран в бессмертном теле, когда и в телах смертных и тленных уничтожает их искусство и природа? Но как будто у Него было желание часто страдать за нас, поелику же сие невозможно, так как тело Его зараз освободилось от тления, и вместе щадит Он людей, которые стали бы наносить раны, то, по крайней мере, знаки смерти восхотел сохранить на теле и навсегда сберечь письмена ран, коими принял начертание при распятии, чтобы ясно было, что Он распят был за рабов и ребра Его пронзены, и чтобы сие осталось и при неизреченном оном свете, и послужило украшением для царя.
Что может сравниться с этой любовью? Что возлюбил человек столько? Какая мать столько нежна и какой отец столь чадолюбив? Или кто из добрых имел такую сильную любовь, чтобы, претерпев раны от любимого, не только перенести их по причине любви, не только сохранить любовь к неблагодарному, но и самые раны сии предпочитать всему?
Впрочем, это дело не одной любви, но и великого уважения, знак высшей чести, не стыдиться немощей естества, но с язвами, которые наследовал от человеческой немощи, воссесть на царском престоле. И не природу только удостоил сего, а призрел каждого человека в отдельности, но всех призывает к сей диадиме, всех освободил от рабства, всех соделал сынами, всем отверз небо и показал путь, и чтобы можно было возлететь к Нему, – для сего и крылья дал, и не удовольствовался сим, но и Сам приходит, и подкрепляет, и утешает расслабевающих. И еще о большем не сказано: ибо после сего не владыкой остался для рабов, и сообщая им свои блага не руку только подает, но Себя самого всецело отдал нам, почему мы храм живого Бога, и члены сии суть члены Христовы; а Главе же сих членов поклоняются херувимы, ноги сии, руки сии зависят от Его сердца.
Здравствуйте. Абсолютно верно — Я не вижу в Боге любящего отца. Я вижу совсем другую картину. И это реальность а не абстрактные юридические понятия. Конечно, много людей воспринимает Бога именно как любящего имея к этому предпосылки. Насчёт родителей — наркоманов. Да, конечно дети у них будут не здоровы. Но ребенок то чем будет виноват, если не сможет побороть физические и психические диффекты? Вот и вопрос к Богу. Для чего это допускать? Слишком большая вероятность, что мальчик, потом юноша а потом мужчина что то сделает не так и в ад? Милосердно очень. Поставить в такие условия при жизни и вечно мучить. Есть примеры геройства, когда люди в любых обстоятельствах выкарабкивается, но не все герои. Можно возразить, что и рождение в благополучной семье от ошибок не страхует, только существует статистика… В церкви будут бесконечное вытаскивание недостатков и повода каяться. И указание на самостоятельность решений и личную ответственность не взирая на ситуацию с воспитанием, например. Скорее стигматизируют. Насчёт «владения миром» Я и не говорил, что это про нынешнее состояние а про сам замысел и варианты, как это в принципе возможно. Впрочем зря пишу. Ответ предсказуем. Просто верь и все..