4 Ответа
Это непростой вопрос. Пьяниц до революции даже не отпевали и хоронили их вне церковной ограды. Ясно, что речь шла не только о тех, кто умер в состоянии опьянения, но и вообще о горьких пьяницах. И это правильно, потому что, по слову апостола, пьяницы Царства Божия не наследуют. За таких людей можно молиться дома, но надо помнить, что за такую молитву последуют искушения от бесов.
С другой стороны, есть множество случаев, когда пьяницы смертельно заболевали, после чего исповедовались и даже причащались. Но все-таки умирали от болезни, вызванной пьянством. Конечно, таких людей можно и нужно поминать в храме и на домашней молитве.
Наконец, остаются пьяницы, которые не пришли в покаяние, не исповедовались и не причащались, так что умерли без церковного напутствия, хотя и не в состоянии опьянения. Мне кажется, что подавать записки в храме о таких людях не стоит. Они были чужды Церкви по собственному решению. Возможно, в душе они все-таки носили покаяние, и Бог его принял. В таком случае мы не согрешаем, потому что не осуждаем умершего, хотя и не просим Церковь молиться о нем.
В Пространном христианском катихизисе говорится:
Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие, а также подобные им, случаи... когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь.
В церковной среде почему-то принято выделять самоубийц, хотя их грех принципиально не отличается от блуда, воровства, зависти и прочих смертных грехов, в которых человек умирает без покаяния. В одном из соборных исповеданий веры (1727 г.) открыто признается:
доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись.
С чего вы это взяли? С чего вы в принципе решили, что что-то к чему-то вообще можно приравнивать? Самоубийца - это самоубийца, и никто к нему не приравнивается.
Если человек умер своей смертью, то он не самоубийца. Он перед смертью мог сто раз покаяться, и вообще откуда мы знаем, какие отношения у него были с Богом при земной жизни и какими стали сейчас?
Не надо никому выносить приговоров, предоставьте это Богу. А насчёт заупокойных молитв посоветуйтесь со священником в храме, в который ходите.
С уважением,
Спасибо. Сложно разобраться. С одной стороны слова апостола и выбор человека, а с другой стороны прохожу каждый день мимо дома этого человека, и понимаю, что никто и не помолится за него. Возможно в нашем обществе пьянство уже настолько естесственно, что воспринимается как слабость человека, а не как преступление перед Богом, и по-человечески таких жаль, поэтому и хочется как-то помочь хоть после смерти…