Мой ребенок ходит в школу, и я думаю, что у меня просто не повернется язык учить его непротивлению, о котором говорится в Евангелии.
Например: «Мама, Саша меня стукнул». «Ничего, сынок, а ты возьми, и подставь ему другую щёку! И делай так всегда и со всеми хулиганами, которые тебя ударят».
Вместо этого я собираюсь учить его отойти от хулигана. Или, если это не помогает, пожаловаться на него. В крайнем случае, дать ему сдачи для самозащиты и так далее. Как тут быть? Я иду против Евангелия?
3 Ответа
Боюсь, что в нашем падшем мире сначала требуется научиться давать сдачи, а уже потом сознательно отказываться от такой возможности в некоторых случаях. Иначе это будет малодушие, маскируемое как добродетель.
Также важно научить ребёнка иным способам преодоления конфликтов, ведь далеко не все случаи требуют для решения применения физической силы.
Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902–1984) на вопрос одного мальчугана, что делать, когда к нему в школе постоянно лезет драться другой мальчик, ответил примерно так: «Если он начнет приставать к тебе, твердо скажи ему: "Отойди". Если он будет продолжать, еще раз скажи: "Отойди". А если не перестанет, тогда размахнись и дай ему оплеуху – но с большой любовью».
Господь устроил так, что Его слова - это часть мозаики, и только истинная Церковь, то есть Святая Православная Церковь, видит всю картину полностью. А Церковь всегда учила миролюбию, но никогда не учила непротивленчеству. Об этом свидетельствует вся ее история и общепризнанная практика, допускающая и самооборону, и защиту ближних, и даже справедливые войны.
Воспринимайте слова Христа не сектантски-упрощенно, а так, как учит Церковь, давшая и святых монахов, и святых правителей, и святых воинов.
С уважением,
Заповедь Христа о непротивлении злу следует понимать правильно. Она говорит об отказе от мести и злобы по отношению к тому, кто тебя оскорбил или унизил. Господь не запрещает здесь защиту ближнего или самозащиту. Полагаю, что при решении вопроса о реакции на травлю в коллективе, определяющее значение имеет мотив обиженного. Если он озлобляется и мечтает как бы отомстить обидчикам, то он поступает не по духу Евангелия. Если же главным мотивом сопротивления обидчику выступает не мстительность, а забота о его душе (ведь обидчик совершая зло вредит прежде всего самому себе) и есть намерение пресечь, остановить злодеяние, при том что терпение и уступчивость только усугубляют ситуацию, то христианин не согрешит, если не промолчит и даже разумно применит силу. Молчание и уступчивость не всегда бывают полезны ни обидчикам, ни обижаемым, поэтому нужно исходить из конкретной ситуации, прося у Бога вразумления и ища общего блага.