5 Ответов
Новозаветный закон соотносится с ветхозаветным как совершенное с несовершенным. Можно сказать, что первый включает в себя все моральные предписания последнего и превосходит их. Церковь учит нас, что
те заповеди Ветхого Завета, которые касались обрядов и таинств, и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прошли, и христиане не обязываются их исполнять. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, христиане не только обязаны соблюдать, но гораздо с большей точностью и с большей полнотой, нежели как их соблюдали ветхозаветные израильтяне; так как мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом перед ними приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа (Православное исповедание. Ч. 3, вопрос 47).
Вопреки ошибочному представлению, в Новом Завете нимало не изменился характер Бога, а новозаветные нормы не вступают в противоречие с ветхозаветными.
Ветхий Завет учит тому, как и что делать человеку во внешнем мире.
Новый Завет учит тому, каким должен быть человек внутри себя.
Нравственность и почитание Бога, установленные Ветхим Заветом, более глубоко раскрываются в Новом Завете. Потому, если какое противоречие имеется, то в контексте того, что не дорассказал, и что не приоткрыл нам Ветхий Завет.
«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить».
Мф. 5:17