Мир Вам и Вашему Дому, подскажите недавно такой вопрос пришёл к осмыслению: Иуда предал Иисуса за 30 серебренников, это уже было предначертано для Иуды, не ужели если это часть промысла где должны распять Господа нашего Иисуса, Иуда по своей воле уже не властен был более в своем выборе, и если бы он избежал такой своей дороги, кто то же должен был сделать это что бы случилось то что пороки предрекли, распятие Господа нашего, напрашивается вопрос, изначально Иуде был выбран для этой роли, и если бы он не предал, то по другому сложилась бы история?
4 Ответа
Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня».
Этим Он до последнего пытался вразумить Иуду, призвать его к раскаянию.
Ранее Христос поручил Иуде распоряжение пожертвованиями, что говорило о высоком доверии и призывало к ответной любви и верности к Учителю.
Бог хочет "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим.2:4). Мало того, он каждому человеку помогает сделать правильный выбор. Поэтому говорить о предопределении в таком случае некорректно. Это добровольный выбор Иуды.
Бог живет вне времени и знание Бога никак не влияет на Иуду. Мало того, спасение людей никак не зависит от выбора Иуды, фарисеи искали удобную возможность "взять Иисуса"(Мк. 14:1; Лк. 22:2). Да, Иуда такую возможность предоставил, но если бы не предоставил они нашли бы другую "неудобную" и всё равно бы распяли Господа. Не думаете ли Вы, что если бы Господа Иуда не предали, они бы "одумались" и сразу решили бы признать Иисуса Христа Спасителем и оставили свои коварные замыслы? И что все первосвященники, книжники и фарисеи были "предопределены" сделать такой выбор?
Если бы Иуда и другие хотели бы спастись, но были "предопределены" к "осуждению" и чего бы не пытались сделать ничего бы у них не получалось и не вело их ко спасению это было бы несправедливо и логически несуразно. А так Господь до последнего пытается отвратить Иуду от его предательства, Он молчит на Суде, не давая судьям никакого повода для падения, а они не поддаются и упрямо идут на смертный грех осуждения Праведника. В чём тогда проблема? В чём здесь можно упрекнуть Бога? В знании?
Если бы Иуда не предал, то и пророчества не было бы. Вот и все. А выбор Иуды это выбор Иуды.
Господь апостолу Петру сказал прямо, что тот его трижды предаст, повлияло ли это на него? Можно ли говорить, что апостол был предопределён к этому? Очевидно, что нет.
Предсказание о предательстве было не предопределением, а предузнанием проявления свободной воли Иуды.
«Так сохранил, говорит, Своих учеников и такую явил о них заботу, что никто не погиб, кроме одного, которого и назвал «сыном погибели» как обреченного на погибель по собственной воле, а вернее – по своей негодности и нечестию. И отнюдь не должны мы думать, что по Божественному и неизменному суду предатель среди учеников был уловлен сетью ловца и оказался в силках диавольских. В таком ведь случае он был бы и невиновен, как принужденный верховным определением. Кто может воспротивиться суду Божию? Но он осужден, как совершивший мерзость, так что ему лучше бы было совсем не рождаться (Мф. 26:24). По какой причине? Потому что он, несчастный, изобличается совершившим это именно по собственной воле, а не по принуждению от кого-либо. И как возлюбивший столь ужасную гибель справедливо и должен называться чадом гибели, так как обречен на погибель и уничтожение, ожидая дня погибели как бы мук рождения и плача.
А так как к этим словам присоединил: «да исполнится Писание», то считаем полезным сказать читателям следующее. Не потому, что изрекло Писание, погиб предатель и дошел до такой порочности, что за несколько сребреников предал честную кровь Христа, но так как ему несомненно предстояла погибель, как предавшему Господа по присущему ему злонравию, то и Писание, которому несвойственно ошибаться, предуказало, что это непременно будет. Ведь оно есть слово все знающего Бога и в Своем уме носящего образ жизни каждого и поведение его от начала до конца. Так и Псалмопевец, усвояя Ему ведение всего, как прошедшего, так и ожидаемого в будущем, говорит к Нему в одном месте: «Ты знаешь все помыслы мои издалека, стезю мою и удел мой Ты знаешь и все пути мои предвидишь» (Пс. 138:2-3). Итак, все наперед предведая и будущее созерцая уже как настоящее, кроме всего прочего, что сказано о Христе, Божественное слово предвозвестило нам и о том, что погибнет предатель, поставленный среди учеников. Предведение и предсказание будущего, конечно, не было желанием и повелением Бога, равно и предречение не служило принуждением к совершению предуказанного греха и злодеяния против Спасителя, – напротив, оно скорее отвращало от этого, так как узнавшему это, без сомнения, было возможно, если бы он пожелал, и отказаться и охранить себя от этого, как имеющему свободное влечение ко всему, что он пожелает».
(Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна).
Следует различать "предопределение" в духе кальвинизма, когда предполагается, что все уже давно решено, предначертано и по сути от человека ничего не зависит. И предопределение в смысле предведения Божия, когда мы говорим, что Господь знает наперед все события церковное понимание предопределения - именно второе.
В этом смысле Господь заранее знал все: и тот факт, что ему предстоит пострадать, причем умереть самой постыдной и тяжелой смертью, и факт предательства, и имя предателя,
Конечно, если бы Иуда не был предателем, им бы был кто-то другой. Несмотря на то, что Богу все известно, это не уменьшает ответственности человека-грешника. Иуда имел свободную волю и только от него зависело, предавать ли Христа или нет. Предательство Иуды - катастрофа самого Иуды в первую очередь. Наверное, иудейские старейшины нашли бы другой способ взять Христа под стражу и предать Его смерти. Да и Христос был готов к такой развязке, Он ради этого и пришел в мир (Ин. 12:27). Так что вряд ли можно сказать, что Иуда сыграл решающую роль в событиях Страстей. Просто вследствие того, что Иуда вызвался помочь врагам Христа, он облегчил для них осуществление своего плана.
Мы часто говорим и слышим фразу: история не знает сослагательного наклонения. Потому рассуждать о том, что было бы, если бы кто-то из персонажей евангельской истории в решающий момент повел себя иным образом. вряд ли есть смысл.