Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, является ли Соборование "поскору" в Великий Пост во время пандемии, чтобы предостеречь людей от риска заражения, на третьей неделе Поста, правильно совершенным таинством, так на пятой неделе уже совершалось полное Таинство Соборования?
Хотелось бы услышать авторитетное мнение, так как возникло много споров и кривотолков, что через соборование "наскоро" прихожане получили меньше Благодати и это как бы неправильно?
С уважением р.Б. Фатиния
3 Ответа
Фатиния, нужно начать с того, что коллективное Соборование здоровых людей - профанация Таинства.
В документе межсоборного присутствия РПЦ "О чинопоследовании Елеосвящения" говорится, что
В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки.
Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями.
В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования.
что через соборование "наскоро" прихожане получили меньше Благодати
Благодать ведрами не измеряется. Она либо есть, либо нет. Церковь не имеет никаких "инструментов" для определения количества благодати. Неужели у этих людей они есть?
Соборование поскору - допустимая к случаях нужды практика. Допустимость эта определяется, как правило, священноначалием. Насколько это было оправдано в данном случае, я судить не берусь, но понимаю, что такая необходимость была продиктована обстоятельствами. Если соборование было совершено поскору, но со всяческим благоговением, то нет причин сомневаться в его действительности.
Отдельный вопрос, конечно, про массовое соборование здоровых людей, но это предмет отдельного и тщательного рассмотрения.