Почему на иконах рисуют Бога Отца, если Бога не видел никто никогда? Бог Сын воплотился и принял видимый образ, Его люди видели, Его понятно, почему изображают на иконах. Бог Дух Святой явился в образе голубя. Но почему иконописцы рисуют Бога Отца? Имеет ли вообще человек право на это? Хотелось бы разобраться.
4 Ответа
Здравствуйте!
Изображение только Бога-Отца запрещено Собором в 1666 году, осудившем эту практику старообрядцев. Можно изображать только Троицу Новозаветную, так как в этом случае Лица Троицы написаны в смысле отношения друг ко другу. То есть не личностное изображение, а символическое.
Помощи Божией!
Вы употребили слово «ошибаетесь». Тогда ошибаюсь не я, а Церковь, Которая до сих пор допускает подобные изображения.
Практика — всегда вещь гибкая. В отличие от «законнических» религий, христианство ставит прямые однозначные, запреты только там, где они точно доказаны Богословием.
Если брать непосредственно вопрос о Боге-Отце, то и слово Отец запрещено к употреблению Самим же Христом: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Однако обращение к родному отцу и отцу духовному продолжается, как и название святых подвижников — отцами Церкви.
Что касается иконы Новозаветной Троицы, то ее в аспекте взаимодействия Лиц Троицы считают практически допустимой. Мало того, в храмах греческих (афонских) открыто применяют в росписи. Таким образом Поместный Собор 1666-67 годов запретил использования конкретного отдельного иконописного изображения Бога Отца (как и Духа в виде голубя). Этот Собор — поместный. Для повсеместного Церковного запрещения нужен именно Вселенский Собор. Что касается 6 Вселенского Собора — практические правила нарушаются. Причем даже те, которые приводят к отлучению.
Поэтому в данном случае, если человек, стоящий перед иконой Новозаветной Троицы, обращается к Богу Отцу как человеку — погрешает сам. Если к Троице — никакого погрешения нет.
Христианство — религия Духа. И если Дух Святой не восстает от использования образа Бога-Отца в виде ветхого старца, то поклонение такому образу как Троице допустимо.
А вот дух несмирения, страсти, запрещения без духовного рассуждения — еще и не то скажет.
Так что смиримся перед практикой Церкви и будем возрастать в вере, чтобы Сам Бог открыл нам Истину!
Помощи Божией!
Спаси Вас Господь!
Я не говорил, что Церковь ошибается. Я утверждаю, что ошибаетесь Вы в вопросе об изображении Троицы.
Именно сказали, поскольку именно в Церкви присутствуют изображения Бога-Отца и не гонятся, а допускаются.
Вы сказали:
«Можно изображать только Троицу Новозаветную, так как в этом случае Лица Троицы написаны в смысле отношения друг ко другу».
Вы утверждаете, что именно здесь происходит описание смысла отношения Лиц Троицы. Это вкорне не верно, так как такой тип икон искажает догмат о Троице, утвержденный на I и II Вселенских Соборах. Именно об этом решения Собора 1667 года, на который Вы сами сослались, и который как раз и запретил образ «Троица Новозаветная». А именно были запрещены в 43-м и 44-м правилах Собора образы Бога Отца и Бога Саваофа.
Мне не понятно, зачем Вы ссылаетесь на Собор 1667 года, конкретно запретившего «Троицу Новозаветную», содержащей образ Бога Отца, и одновременно рекомендуете (допускаете) использовать этот образ?
В Вашем ответе логическая несовместимость.
Вы верно понимаете.
Существует соборный запрет на изображение Божества, и разрешение на изображение ангелов, что утверждено VII Вселенским Собором, в виде принятия учения преподобного Иоанна Дамаскина.
Бога Отца, Бога Святого Духа нельзя изображать, так как Они не воспринимали плоть, Они - не старец и не голубь. Только Бог Слово воспринял человеческую плоть, и потому разрешено изображать Богочеловека Иисуса Христа, подписывая Ему крестчатый нимб.
Собором 1551 года запрещено на иконах Троицы отмечать любые крестчатые нимбы, так как только Слово вочеловечивалось. При этом Бог Слово страдал по человечеству, а не по Божеству, что известно нам по молению Христа о чаше в Гефсиманском саду, потому на иконах Троицы Он тоже обязан быть без крестчатого нимба.
На Соборе 1551 года образ Троицы Рублева принят за эталон, причем на иконе преподобного не три Ангела, но Единое Божество, явившееся Патриарху Аврааму и жене Сарре в реальности.
Собор 1667 года разрешил изображать образы Бога Отца и Святого Духа только для иконографии праздников Крещения, Троицы и Преображения. Собор разрешил образы Бога Отца на сюжеты Откровения.
Документы Собора 1667 года подписаны, в том числе, иерархами греческих Церквей.
Практика не совсем соответствует догматике. Это сложилось вследствие вживления католической традиции с XI века сначала в греческую, а через неё с XV века в русскую иконописную школу.
В начале XX века, после вторичного открытия иконы Рублева, произошел сдвиг в осознании вопроса, но переворот 1917 года прекратил полемику.
Насколько понимаю, сегодня стараются не писать "Троицу Новозаветную" и отвлеченные от праздников образы Божества, кроме случаев восстановления разрушенных храмов и соборов.
Теорию вопроса Вам в целом изложили выше. Изображают Бога Отца под западным влиянием и не по существу, а согласно видению прор. Даниила. Как Библия для неграмотных. Но за благой целью скрывается противоречие слову Евангелия о том, что Бога никто никогда не видел. Поэтому лучше таких икон избегать.
Почему на иконах рисуют Бога Отца, если Бога не видел никто никогда?
Ну почему же не видел? Иоанн Богослов видел в Откровении Сидящего на престоле Бога (Откр.4:2). Только в контексте иллюстраций к Откровению, Большой Московский собор разрешил изображать Бога Отца.
А вот изображать Троицу в виде Старца, Младенца и голубя - это действительно неправильно. Потому что это фантазия о Боге. Отца нельзя изображать, потому что Он не Старец. Сына изображать, как Младенца на руках Отца, тоже нельзя, так как Он не рождается предвечно во плоти. Святой Дух лишь однажды явился в виде голубя, так что Его не следует изображать так везде, ибо это приведет к ложному мнению, что Он существом - голубь.
Вы ошибаетесь. Образы «Троицы Новозаветной» как раз и построены вокруг образа Бога Отца, Собор 1667 года их запретил. Но допустима «Троица Ветхозаветная» по образу преподобного Андрея Рублева, что отмечено Собором 1551 года.
Вообще, символические образы ограничены отцами Трульского собора (82-е правило).