3 Ответа
Христос и видимый Божий мир дают нам некоторое представление о двух Лицах, на фоне которых о Святом Духе имеется наиболее трудное представление. Симеон Новый Богослов наделяет сокровенной
таинственностью Личность Святого Духа, Который для него неизреченный, непостижимый, Могучий, преобразующий, неприкосновенный, Невидимый, неосязаемый, не узнаваемого рода.
Бог Святой Дух не функция, не орудие, Он предвечно исходит от Отца, Он не равнодушное и холодное, но живое, чистое, совершенное Восприятие, это только правда, и никакой лжи.
Так, Христос говорит Апостолам об Утешителе, как о Духе Истины, Которого мир не видит, но знают о Нём те, в ком Он пребывает (Ин. 14:17), что даёт чистому сердцем возможность воспринять и узреть Бога (Мф. 5:8). Утешитель это Чистое Восприятие, обличающее мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16:8). Не Святое Восприятие говорит, но Оно прославляет Слово (Христа), открывает людям чистое восприятие и наставляет людей в истине, полученную от Слова, Который (Слово) всё получил от Ума, от Отца. (Ин. 16:13-15). Дух Истины даётся человеку чтоб он мог узнать правду и ложь глазами Бога и возвестить миру, потому как Бог всё открывает человеку Святым Духом, ибо Дух всё проницает (1Кор. 2:10). Вера во Христа открывает из чрева реки воды живой, реки правды, эти реки от Чистоты Восприятия Духа Святого, Которого (Духа) верующие принимают в Церкви (Ин. 7:38-39).
Проникновение Духа Истины в человека через Святое Причастие в Церкви, в Его Теле, есть великий Дар не только усвоения Тела и Крови Христова в очищение грехов, но невидимое оживотворение и очищение восприятия для проповеди Истины. Сошествием в Церковь Святого Духа непрестанно наблюдаем Личное присутствие Бога в мире, где Святой Дух освящает, Правдой животворит верующих (Ин. 6:63) и обличает грех, а Христос Своей милостью в этой же Церкви этот грех разрешает (Мих. 7:18).
В таком понимании, Святой Дух это не равнодушное и холодное, но живое, чистое, совершенное Восприятие, это только правда, и никакой лжи. Недопустима хула на Святого Духа как вид публичного ложного обвинения об ошибках Святого Восприятия, реально невозможные вследствие Его Чистоты.
Хулящие на Святого Духа лгут намеренно на Того, Кто не может ошибаться в Своём живом, чистом, правдивом и праведном Восприятии. Говорящие против услышанного Слова (Христа) имеют некое право ссылаться на своё субъективное (личное мнение о мыслях Христа) понимание Мысли, и на следующее за этим неверное представления о Слове и Уме. Но хулители Святого Духа знают о живой Чистоте Восприятия, здесь нет личной субъективной оценки, нет увязки на личность самого обманщика, но имеется намеренная ложь о якобы ошибках Восприятия, публично обвиняемого в неправде, отчего хулители как упорные клеветники, не могут иметь прощения (Лк. 12:10).
Любые наши представления о Боге и о Лицах Троицы будут несовершенны, вследствие нашей ограниченности и греховности, мы можем узреть только некие параллели, некое сходство с миром, через то, как Бог промышляет о мире, действует в нём.
С днем Святого Духа!
Обратимся к классическому толкованию блж. Феофилакта Болгарского:
«И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.
А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».
Мы сейчас понимаем, что Сын и Дух едины в Троице вместе с Отцом. Христос же говорит применительно к мнению окружающих его людей, ещё не исповедающих Иисуса Господом. Непростительная хула на Духа Святого - это упрямое отрицание открытых действий Бога в мире, усугубляющееся в данном случае приписыванием их диаволу.