Здравствуйте.
Насколько мне известно, самоубийство согласно православию — самый тяжкий грех, и в этом вопросе нет послаблений.
Почему тогда Евпраксия Рязанская канонизирована как святая, если она помимо того, что сама совершила самоубийство, бросившись с крыши княжеского терема, когда узнала, что татары убили князя рязанского Фёдора Юрьевича за отказ привести татарам свою жену, Евпраксию то бишь, но ещё и сына грудного вместе с собой погубила?
На основе чего её сделали святой, если тут не только самоубийство, но ещё и убийство дитя грудного?
3 Ответа
Евпраксия Рязанская не канонизирована и ее имя отсутствует, как в общем месяцеслове, так и в верном месяцеслове всех русских святых (включая местночтимых). В соборе Рязанских святых ее тоже нет. Если когда-то почитали в народе, это ещё ничего не говорит об официальной канонизации.
В Соборе (списке) рязанских святых это имя отсутствует. Но есть Петр и Феврония (Евфросиния), у которых совсем иная история
Вот цитата из учебника “Агиология”, где дан исчерпывающий ответ на Ваш вопрос:
Известие о св. мц. Евпраксии и ее супруге св. кн. Романе Юрьевиче содержится в «Повести о разорении Рязани Батыем». «Безбожный царь Батый,– пишет древнерусский автор, – льстив бо и немилосерд… охапися лестию не воевати Рязанскиа земли. И яряся-хваляся воевати Русскую землю. И нача просити у рязанских князей дщери или сестры собе на ложе». Батый как бы говорит так: «Я оставлю вам вашу Рязанскую землю – ваши дома, ваши поля. Но я возьму за это всю Русскую землю – оскверню, возьму ваши души».
Зная о красоте супруги князя Романа, Батый говорит ему: «Дай мне, княже, ведети жены твоей красоту». Благоверный князь смеется над его просьбой, потому что знает: ведать красоту супруги его, красоту ее души, красоту ее христианского сердца невозможно в плотском грехе. Для того чтобы изведать такую красоту, нужно самому стать христианином, самому неизмеримо возрасти духовно и стяжать дар целомудрия и чистоты. Князь Феодор приехал просить о земной жизни, о земном благополучии Рязанской земли. Но завоеватель немыслимую цену запросил за это – чистую русскую душу, познавшую Христа и предвкусившую радость Царства Его. И князь ответил: «Не полезно бо есть нам християном тобе нечестивому царю водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши». Пусть лишимся мы жизни, говорит этим князь Феодор, но сохраним мы свое целомудрие, не отвергнемся ради греха своего спасения.
Батый казнит князя Феодора, а молодая княгиня Евпраксия, узнав о его гибели и понимая, что ее ждет, «абие (тотчас. – Е.Н.) ринуся из превысокого храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися (разбилась. – Е.Н.) до смерти…»
Город, впоследствии построенный на месте гибели княгини Евпраксии, до сих пор носит название Зарайск, а свв. князья Роман, Евпраксия и младенец Иоанн прославлены Церковью как мученики Зарайские (память 21 декабря и 10 июня с Собором Рязанских святых).
Мы видим, что св. Евпраксии Рязанской, в отличие от древних мучениц, не грозили даже никакие пытки, напротив, ее ждала роскошная жизнь в ханских покоях. Но она предпочла смерть жизни во грехе. Ей, как и мученице Пелагии, удалось совершить задуманное. Святитель Иоанн Златоуст, как мы помним, поясняет, что это является свидетельством благоволения Божия к мученице. При анализе подвига св. Евпраксии следует задуматься и о том, почему она бросилась с терема не одна, но взяв на руки маленького сына? Ответить на этот вопрос можно так: «Княгиня боялась, что сын ее попадет в плен к Батыю и вырастет нечестивцем, погубив тем самым свою бессмертную душу. Она желает сыну Царства Небесного и предпочитает его смерть “поганой воле” – воле, которая есть рабство у греха и смерть души».
Спасибо большое! Благодарю за пояснения!