Почему церковь поддерживала крепостное право? 9 марта 1607 года Василий Шуйский вместе с Патриархом Гермогеном и Священным Собором, состоящим из высших иерархов православной церкви принимают «Соборное уложение о запрещении перехода крестьян». Таким образом крепостное право было официально одобрено русской православной церковью в начале XVII века.
3 Ответа
Пабло, могли бы пояснить, в чём Ваш интерес к этому вопросу?
1. Да, в 1607 году на совместном заседании с участием высшего духовства был принят государственный закон, который окончательно прикреплял крестьян к земле.
Возможно есть какие-то воспоминания его участников, где они описывали свои мотивы, но сути этого не меняет. Это были люди своего исторического периода со своими мотивами.
Давайте выберем из всех возможных ответов самый неблаговидный: духовенство руководствовалось при принятии закона греховными побуждениями (человекоугодием, корыстолюбием и т.п.). О чём это говорит применительно к Церкви? О том, что её члены, даже высшая иерархия ошибается и грешит? Да, членство в Церкви не страхует от ошибок и не гарантирует спасения, на какой бы иерархической ступени не стоял человек. Даже у светочей духовной жизни, образцов святости, были и неблаговидные поступки.
2. Говоря о насилии и преступлениях в условиях крепостного права, следует различать жестокость некоторых помещиков и сам институт крепостного права, существовавший не только в России и соответствовавший определённому этапу развития общественно-политических отношений общества.
Когда принимаются те или иные законы, то рассматривается само явление, его экономическое и политическое значение для устойчивости и развития государства, а не извращённые проявления этого явления.
Например, при принятии закона о внешней торговле или уголовного кодекса, руководствуюся не тем, что первая сопряжена с контрабандой оружия и наркотиков, а второй - с издевательствами и пытками в местах заключения.
Определять крепостное право Салтычихой или генералом Львом Измайловым некорректно, как и демократию - коррупционерами, рекетирами и преступными правоохранителями.
3. Вы скопировали фразу "Таким образом крепостное право было официально одобрено русской православной церковью в начале XVII века".
Общецерковные решения принимаются на церковных соборах и относятся исключительно к жизни Церкви и её членов. В нашем случае уместна формулировка "высшее духовенство начала XVII века принимало прикрепление крестьян к земле как норму для своего времени". Если не согласны, то прошу представить факты того, что церковные иерархи поддерживали не прикрепление крестьян, а издевательства над ними помещиков.
Оксана, благодарю за ответ! Вы отлично умеете пользоваться ссылками. Меня интересуют только собственные ответы современных служителей церкви.
Дорогой Пабло, прошу Вас в следующий раз уточнять к кому обращён вопрос до получения ответа.
И потрудиться прочитать ответ до того, как его комментируете. Я привела ответ современного священнослужителя иеромонаха Иова (Гумеров).
Имейте в виду, что в церкви работники — это лишь хозяйственный персонал, остальные — служители.
Любезная Оксана, исправил, только ради вас.
Почтеннейший, давайте вспомним и ап. Павла, который прямо одобряет рабство и настаивает на безропотном несении рабами своего статуса, а господам не советует отпускать рабов:
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. (Еф.6:5-9).
И еще:
Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (Кол.3:22)
Цитаты можно продолжить.
Как видите, рабское состояние в глазах Божиих не мешает спасению. И наоборот, далеко не все земные господа наследуют жизнь вечную. Таким же было и отношение Русской Церкви к крепостному праву как инициативе государства. Обращу также Ваше внимание, что в Соборном уложении запрещено продавать крещеных людей как акт, противоречащий вере. Безобразия XVIII века совершались вопреки ясной церковной позиции.
Иерей Евгений, я могу понять рабство, когда во время войны между племенами, противников брали в плен и продавали в рабство. Но когда христианин в рабстве у христианина — это не нормально. Если человек создан «по образу и подобию Божию», кто кроме Бога имеет право его неволить?
Вот видите, по Вашим же критериям Ваша нравственность оказалась выше, чем у ап. Павла и у Господа Бога, сообщившего через него христианам Свою волю.
А по мне, надо принимать волю Божию в простоте, ожидая от Него вечного воздаяния. Того воздаяния, которого Вы мне дать не можете.
Так и я о том же, нравственность и мораль не зависит от веры или церкви. Люди, не принимающие Бога, делают добрые дела не ожидая никакой награды.
А скажите ещё, за какие заслуги вы ожидаете вечного воздаяния? Не гордыня ли это?
Мораль и религия: https://azbyka.org/1/moral-i-religiya
Пабло, Вы только что поставили себя выше Бога и Церкви, заодно почему-то обвинив в гордыне не себя, а меня.
Я не желаю продолжать беседу с человеком, который превозносится над Богом и Церковью. Если желаете, считайте меня гордецом.
Прошу Вас, если в каком-то другом Вашем вопросе я забудусь и отвечу Вам, просто напомните мне о моей гордости и нежелании отвечать на Ваши вопросы.
Да ну что Вы, Иерей Евгений. Вы все неверно трактуете, я всего лишь человек разумный (примат по сути), как я могу быть выше Вашего Бога. И наград никаких не ожидаю, скромен, но любознателен. Оттого и вопросов много задаю. Хочу обратить Ваше внимание, что гордецом Вас не называл, лишь задал вопрос для уточнения.
Кирилл, приветствую! Мой интерес в том, что я хотел узнать мнение современных служителей РПЦ о крепостном праве.