В Библии Бог называет Себя святым ...Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят... Лев 11:44
Бог свят, но людей некоторых мы называем пресвятой или святейший, то есть возводим их в ранг еще выше. Почему?
Например пресвятая Богородица. Может, это имеется введу, что она пресвятая по сравнению со всеми остальными людьми, а не с Самим Богом, а Бог в принципе свят над всеми?
4 Ответа
Святость у Бога и у разумных существ имеет разную природу.
Святость Божия - это Его сущностное, внутреннее свойство. Бог совершенно Свят.
Творения приобретают святость усилием. Будучи несовершенными (совершенство только у Бога), святость людей и Ангелов так же несовершенны. И достижение святости имеет некий уровень подвига. Например, Пресвятая Богородица, как человек, достигла наибольшего совершенства, отчего мы особо призываем Её.
Здравствуйте!
Святость Бога - это Полнота Чистоты без малейшего повреждения.
Людям святость передается посредством Духа Святаго, Третьего Лица Троицы, Которого Они стяжают за время своей праведной жизни. При этом Дух Святой наполняет человека и тем самым очищает от скверны греховной, то есть не дает войти в человека греху в определенном приближении. Но человек не достигает здесь, на Земле полной святости Бога. Возможно, это будет в Раю. Но не раньше, потому что не прощенные грехи на фоне Полноты Духа будут попалять человека. Полностью они простятся только на Суде Божием. Для святых этот суд наступает по смерти земной и они сразу попадают в Рай. И называются святыми.
Святейший - это часть наименования патриарха. Но это относится к сану, а не к самому человеку. И этот сан обязывает ему соответствовать. Что и делает патриарх в воздержании от всякого греха и постоянной памяти о Боге. В некоторых Поместных Церквах патриарх носит титул Блаженнейшего.
Богородица единственная из людей имела такое смирение, что получила Дар Духа в полноте и стала выше всех людей, родив Спасителя. Поэтому Пресвятая.
Ангелы наполняются Духом Божиим изначально, но имеют, как и люди, свободную волю. Это стало причиной выбора Денницы выступить против Бога. И он лишился святости от Бога, то есть Духа Святаго совсем. И поврежденнее его нет существа на свете.
Помню, стуршекурсники нас в семинарии смущали вопросом: почему Сергий Радонежский преподобный, а отец инспектор - его высокопреподобие?
Ответ на оба вопроса - Ваш и озвученный мной - одинаков: это следы византийского церемониала и пышных титулов.
Бога мы называем святым по Его энергии, отделенной от греха и греховного мира и вообще от человеческой природы. Патриарха святейшим - по титулу. Богородицу Пресвятой - в сравнении со святыми. Святых святыми - в сравнении опять-таки с греховным миром, а также в силу их причастности Богу как источнику всякой святости.
Бог свят, но людей некоторых мы называем пресвятой или святейший, то есть возводим их в ранг еще выше. Почему?
В случае с Богородицей - это по сравнению с другими людьми и ангелами. В случае с патриархом - это просто традиционный титул, который подчеркивает святость служения, а не личные достоинства носителя сана.
Кстати, Бога тоже иногда называют пресвятым, например в молитве литургии:
..свят Ты и пресвят, и великолепна слава Твоя..