Доброго дня. Я много слушая лекции богословов, Осипова, Андрея Десницкого, Олега Стеняева, и даже кое-что сам читал. Но нигде не встречал что бы кто-либо разбирал вопрос, почему Господь не вмешался и не уберег Авеля от убийства. Мы много раз встречаем в Писании как Бог сохраняет жизнь, Апостолу Павлу, отрокам в вавилонской печи, да и Иосифа Бог предупредил что Ирод ищет его убить, и повелел бежать в Египет. Но не в случае с Авелем. Где Бог зная о намерении Каина, позволяет ему совершить его злодеяние, а Авелю позволяет умереть.
3 Ответа
Бог много раз попускал страдать и другим праведникам, многие из них претерпели и смерть ради своей веры:
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках... иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр.11:32-40)
Итак, за претерпение скорби или смерти Бог преподает праведникам совершенство в вечности, а грешнику дает поступить по своей злой воле, но за это наказывает, как то и случилось с Каином. Вместе с тем, пример Авеля - наука для всех остальных благочестивых:
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. (Евр.11:4)
Так Промысл Божий обращает даже человеческое зло к благим последствиям.
Св. Августин пишет:
Грешить находится во власти злых: то же, чтобы, согрешая по своей злобе, делали то или это, сие не есть в их власти, но во власти Бога, разделяющего тьму и упорядочивающего ее. Так что даже если что творят против воли Бога, не исполняется ничего, кроме воли Божией.
Поэтому ответ такой: в планах Бога было, чтобы Авель умер. А в случае с другими людьми, план был другой.