3 Ответа
Давайте заметим, что Аарон покаялся в своём малодушии. Исх.32:22
Потом Моисей возопил: "Кто Господень, иди ко мне!" И к Моисею собрались сыновья Левины, те, кто за Господом, очевидно среди них Аарон.
После были умервщлены 3 тысячи нераскаявштхся людей, оставшихся с тельцом.
Грех поклонения идолу едва не привел к гибели как необузданного народа, так и самого Аарона, спасенного лишь заступничеством Моисея (Исх 32:7-14; Втор 9:19-20).
Прп. Ефрем Сирин причиной извинения Аарона называет совершенное над ним насилие и последующее покаяние:
И сам Аарон, священнодействовавший при поклонении тельцу, извинен, и священством очищается от скверны, принятой по нужде.
Подобно и свт. Кирилл Иерусалимский причиной прощения Аарона называет его покаяние и будущее священство:
И не народ один согрешил, но и архиерей Аарон. Ибо Моисей говорит, что и на Аарона был гнев Господень, присовокупляет же: и помолился я о нем, и простил его Бог (Втор. 9:20). И Моисей, молясь за согрешившего архиерея, умилостивил Господа; Единородный ли Иисус, молясь за нас, не умилостивит Бога? И Аарону, по причине падения его, не воспретил Бог вступить в Первосвященство; воспретит ли тебе, пришедшему из язычников, приступить к спасению? Покайся и ты, человек, подобно Аарону, благодать не будет и тебе возбранена.
Более подробно говорит об этом свт. Филарет Московский, который видит в тельце не прямое идолопоклонство, а неразумную попытку евреев создать идол Иеговы. Аарон же уступил их насилию перед лицом возможной смерти, поэтому и грех его был извинительный.
3) Сущность преступления. Невероятно, чтобы евреи думали сделать из металла бога, и притом, так сказать, у ног Бога истинного, и чтобы новосозданному богу приписали изведение себя из Египта. Они хотели служить Иегове (Исход, ХХХII),
4) но, вопреки ясному запрещению Его, (Там же, XX, 4) пожелали заключить Его в нечистом языческом изображении.
5) Грех Аарона в особенности. Моисей, отходя на гору, оставил его и Ора своими наместниками; следственно, Аарон имел сугубую обязанность воспротивиться слепому стремлению народа и как ревнитель веры и как его начальник. В его извинение говорит, что он уступил возмущению, в котором Ор уже лишился жизни. Но если бы сие извинение было достаточно, то он бы не подвергся гневу Моисея (Исход. XXXII, 21.) и Самого Бога.