5 Ответов
В Священном Писании про это не сказано (Мф.4:1-11; Лк.4:1-13; Мк.1:13). Мне удалось найти такое предположение только у свт. Луки (Крымского), но возможно это лишь риторический приём, т.к. воды в пустыне мало:
Бог Отец и Бог Дух Святой никогда не отступали от Него во время земной жизни Его. Они поддерживали, укрепляли Его в тяжком борении Его. Они помогали Иисусу, и вот именно потому, что нуждался Он в Божественном подкреплении, нуждался в помощи Отца и Святого Духа, был Он Духом Святым возведен в пустыню и был там со зверями, и не ел, и не пил сорок дней и сорок ночей.
Избранные творения. Искушение Господа Иисуса Христа в пустыне.
Если брать чистую физиологию, то человек в жаркой пустыне может выжить без воды лишь несколько дней.
Здравствуйте! Хотя в самом тексте Евангелия нет прямого ответа на этот вопрос, на примере пророка Моисея, который не ел и не пил сорок дней перед получением синайского законодательства (Исх.34:28), мы можем предположить, что и Христос постился таким же образом. Что касается встречного вопроса о том, возможно ли это для человека, не будем забывать, что Господь Иисус Христос не был подчинен законам природы в том же виде, как мы. Он ел или пил только тогда, когда желал этого Сам и не был вынужден это делать, как мы. Прп. Иоанн Дамаскин пишет:
Естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он попускал плоти претерпевать то, что свойственно ей; а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его воли, ибо в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все — добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, волею боялся, волею умер.
О том же говорит и свт. Григорий Нисский:
Ибо, пробыв сорок дней недоступным, позже взалкал: ведь Он, когда захотел, дал природе действовать по-своему.
Нет, не пил. Жизнь в Его теле в течении поста всецело поддеживал Святой Дух.
Но не нужно обычному человеку этого повторять. Пост каждому по мере его сил дается, как душевных, так и телесных.
Для чего Христос терпел искушения в пустыне: https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-matfeja/13
Св. Иоанн Кронштадтский пишет:
Что такое этот великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей.
Да и понятно, что мера поста Спасителя должна была быть не меньше, чем у Моисея, который 40 дней не ел и не пил (Втор. 9:18).
Как Человек, Господь Иисус Христос явил нам образец праведной жизни (1Пет.2:21), в том числе образец исполнения определенных форм богоугодного делания. Разумеется, и поствуя в пустыне, Спаситель явил нам в высшей степени образцовый пример.
В качестве примера соблюдения поста без потребления воды, отмеченном в Священном Писании, обычно называют пост Моисея (Исх.34:28; Втор.9:9). И справедливо.
Между тем, ряд толкователей Библии предполагают, что и пророк Илия, во время путешествия к горе Божьей Хориву, постился без потребления воды (ср.: "40 дней путешествия Илии к горе законодательства имеют аналогию с 40-дневным пребыванием Моисея на горе законодательства (Исх.24:18), и как Моисей провел 40 дней без пищи и пития (Исх.34:28; Втор.9:9,18,25,10:10), так можно думать, постился во время 40-дневного пути к Хориву и пророк Илия" (Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина).
Нет ничего удивительного в соображениях тех отцов и учителей Церкви, которые считали, что Господь Иисус Христос, как Образцовый Праведник, постился, не принимая не только еды, но и воды.
Если полностью поддерживал Святой Дух, то в чем тогда заслуга поста?