3 Ответа
Из Православной энциклопедии:
В византийском искусстве с именем Господа Саваофа не связывается какой-либо иконографии. Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в русском искусстве в XVI в. В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого денми: Господь, благословляющий обеими руками, или со свитком, с державой, реже с книгой в руке, в белых одеждах..., нимб звездчатый, в виде 2 пересекающихся ромбов синего и красного цветов.
Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в русском искусстве в XVI в. В византийском искусстве такого не было. В основе такой иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого денми (см. Дан. 7:9). Широкое распространение иконографии Господа Саваофа обусловило его соотнесение с Иисусом Христом.
Однако постепенно стали появляться изображения (например, иконы Троицы - "Отечество"), где Господь Саваоф ассоциируется с первым Лицом Святой Троицы. В связи с этим, образ Господа Саваофа был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий православному вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы.
Святейший Синод Русской Православной Церкви также запретил изображения
"Саваофа в лице мужа престарелого и единороднаго Сына во чреве Его и между ими Духа Святаго в виде голубя; а на иконах святаго Благовещения.. тогоже де Господа Саваофа от уст дышуща, которое дыхание идет во чрево Пресвятыя Богородицы" (Указ от 21 мая 1722 г.).
Но фактически,
"несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию которых входит образ Господа Саваофа, продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец»" (Господь Саваоф // Православная энциклопедия. Т. 12).