6 Ответов
Здравствуйте!
Для сосредоточения в очереди к Причастию в храмах принято петь "Тело Христово приИмите, Источника бессмертного вкусите!" Можно спокойно читать покаянную Иисусову молитву, глядя на Образ спасителя или Престол. Все мысли и чувства должны быть в духовном и душевном покое. Настрой его создается последней молитвой, которую священник читает при выносе чаши: "Верую, Господи, и исповедую..."
После Причастия такой настрой желательно сохранить до конца дня. Святые сохраняли до следующей Литургии.
Помощи Божией!
Антон, мне больше нравится такое мнение, что в голове должно звучать "Христос". Т.е. произносить это как молитву. Я не помню точно, кто это сказал, кажется св. Иоанн Кронштадтский, но может кто другой. Вообще, если произносить только одно слово, т.е. чем меньше слов в молитве, то это имеет преимущество в смысле минимизации рассеяния.
Свт. Феофан Затворник дает такие рекомендации:
Вошедши в храм, чувствуй себя так, как если бы ты был в Сионской горнице, где Господь причащал святых Апостолов, и внимай более, чем когда, поемому и читаемому, направляя все к тому помышлению, что это для тебя Сам Господь готовит спасительную вечерю.
При сем возгревай веру в действительное присутствие Самого Господа и Спасителя в Святых Тайнах. Исходя от сей веры и созерцая Самого Господа, уже как бы грядущего к тебе, самоуничиженно взывай: «...несмь достоин, да под кров мой внидеши» (Мф. 8, 8). От самоуничижения переходи к сыновнему страху, не отревающему, но приносящему благоговейную трезвость. Поелику же Сам Господь и приглашает, и повелевает приступить, будь готов приступить благонадежно, с желанием и жажданием, как «елень на источники водные» (Пс.41:2), и чая с уверенностию принять Самого Господа, а с Ним и все сокровища жизни, в Нем сокровенные. От сего чаяния, которое не посрамит, опять обращаясь на себя, в готовности сретить Господа, сильнее возгрей сердечное сокрушение и повтори обещание отвращаться от греха, хоть бы для сего и умереть пришлось.
Потрудись всю Литургию простоять, переходя от одного из сих чувств к другому, и в сем благонастроении приступи наконец к Чаше Господней, узрев которую воздай поклонение грядущему к тебе Господу и, отверзши уста и сердце, приими Его, смиренно и благоговейно воззвав с Апостолом Фомою: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28).
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
Приступив с таким расположением к Чаше Господней и отходя от нее, ты будешь чувствовать в сердце своем: «истинно слово... Божественных причащаяся благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир». Отселе ты начинаешь носить в себе Христа. Попекись же усердно успокоить Его всячески и удержать в себе. Если Христос в тебе, кто против? И все прочее возможешь о укрепляющем тебя Господе.