5 Ответов
Для первого венчания необходимы: документы о крещении и о разводе, свидетельство о новом обраке.
Для второго венчания иметь ещё также: свидетельство о венчании, письменное благославение правящего архирея. Последнее нужно получить, обратившись к епископу на приём. Согласие бывшего супруга не нужно.
Повторное вступление в брак при живом муже является прелюбодеянием.
Всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует, - сказал Спаситель (Лк.16:18).
Свт. Иоанн Златоуст, комментируя слова ап. Павла, говорит:
«Жена связана законом, доколе жив муж ее (1Кор. 7:39), так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в таком случае – прелюбодейка. Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит присущим Павла, который, осуждая ее, вещает: Жена связана законом. Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собой и свои цепи, так и жены, хотя бы оставили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть прелюбодеяние.. Когда же, скажешь, можно будет ей вступить во второй брак? Когда? Когда она освободится от цепей, когда умрет муж<…>
Хотя бы она получила тысячу раз запись отпущения, она по закону виновна в прелюбодеянии. Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей при жизни мужа, потому что это – прелюбодеяние. Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил.
Свт. Тихон Задонский пишет:
«Когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние».
Об этом сегодня мало говорят, но закон Божий не изменился за две тысячи лет.
Конечно является прелюбодеянием, здесь не должно быть двойных стандартов. Не может быть такого, что жена привязана к мужу пожизненно, а муж не привязан, узы брака одни на двоих.
Напомню слова Спасителя, которые равно применимы и к жене и к мужу:
«Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф.5:32).
То есть речь идёт о том, что если один супруг бросает другого не по причине измены со стороны последнего, то оставленного без законного удовлетворения полового влечения, он толкает на беззаконное удовлетворение, то есть прелюбодеяние. Таким образом Спаситель показал величайшую ответственность всех супругов друг за друга. То есть предательство одного, толкает на грех другого. Причем даже если один создаст новую семью, законным супругом все равно останется тот, с кем венчался первый раз. Чтобы не быть голословным, приведу древнее церковное правило (102 Карфагенского собора):
«Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни МУЖ, ОСТАВЛЕННЫЙ ЖЕНОЙ, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию».
Я не сомневаюсь, что Вас повенчают, если Вы обратитесь в епархию (сейчас к этому терпимо относятся), но я подумал, что Вам стоит знать эту информацию, в качестве пищи для размышлений. Убежден, что нарушение заповедей, до добра не доводит.
Дорогой Сергий, Вы пишите правильные вещи, ибо не может быть неверно слово Господне. Но давайте не забывать о реалиях, отличных от того, чтобы было но момент проповеди Спасителя. Церковь сейчас знает последование о второбрачных и имеет правовые документы, регулирующие вопросы вступления во второй церковный брак. Если мы сейчас объявим это неуместным, то должны усомниться в том, что Христос есть Глава Церкви, а Церковь пошла по пути самостоятельного развития, вне Божьего промысла.
И что, к примеру, прикажете делать жене, у которой муж-прелюбодей ушел к другой? Ждать, пока он помрет и лишь после этого выйти замуж? Но мы же знаем, что «совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею» (1Кор.6:16). Прелюбодеяние разрушает сам брак, обесценивает его, он просто перестает существовать как таковой, если один из супругов бросил другого ради прелюбодеяния.
Отче, я понимаю Вашу позицию, хотя и не могу не обратить внимание на то, что Вы сами признаете существование противоречия между теорией и практикой. Что касается самостоятельного развития Церкви, то я не могу согласиться что это звучит убедительно, поскольку мы имеем устоявшуюся церковную практику, допускающую второбрачие (надо сказать, довольно позднюю), а не решение Вселенского собора. Мы исповедуем веру в Кафолическую Церковь, что не исключает ошибочность некоторых решений на уровне отдельных церквей. Я имею право предоставить информацию о библейском учении, как один из отвечающих на вопросы. Кроме меня, об этом никто не упомянул, поэтому я считаю уместным об этом напомнить без какой-либо директивной инструкции, чтобы человек подумал над этим и решил сам. Если же говорить о вариантах решения ситуации, то они указаны у ап. Павла, и я не вижу серьезных причин менять здесь что-либо в угоду времени: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1Кор.7:10). Свт. Феофан Затворник поясняет эти слова: «Он не поминает о причинах разлучения, следовательно – какая бы ни была причина. Это сказал он к одной жене; но как во всей речи его муж и жена у него во всем идут в равенстве, то надо полагать, что это ограничение относится также и к мужу, то есть что и он, если оставляет жену, пусть остается безбрачным, или да смирится с женою». Я считаю эти условия обязательными для себя, в той же мере, что и для других. Если Вы готовы рекомендовать человеку принять решение, которое по всей видимости ведет к совершению тяжкого греха, то я не рискну.
Нужно прийти на прием к архиерею, чтобы попросить благословение на повторное венчание, взяв с собой:
- свидетельство о заключении второго брака;
- свидетельство о разводе (хотя свидетельство ЗАГСа о браке автоматически предполагает, что предыдущий брак законно расторгнут, для решения о возможности повторного церковного брака важна причина развода);
- свидетельство о признании первого брака канонически недействительным (если оно у вас есть).
Если понадобятся какие-то еще документы, Вас попросят их принести дополнительно.
Согласие бывшего супруга не требуется.
А повторное вступление в брак при живой жене тоже является прелюбодеянием? А если мужчина был не виновен, что брак распался, а жена изменила?