4 Ответа
Сложность в том, что имеются запреты на определённые виды продуктов, и нет утверждённого понятия о вредности продуктов.
То есть, Церковью предполагается, что продукты питания изначально не вредны, но запрещены идоложертвенные продукты, наподобие тех, которыми угощают язычники на улицах.
Курение это грех в целом, так расценивают большинство, его вред сегодня очевиден. Нет очевидности количественного вреда Е-добавок в пище. Какой должен быть критерий этой оценки?
Чревоугодие, переедание без сытости - это грех, который мы вспоминаем ежедневно вечерним молитвенным правилом.
В результате проверок некоторые вещества из списка «Е-добавок» официально признаны вредными, и эти добавки запрещены в России – их производство, ввоз, продажа. То есть поедание доказанно вредных и запрещенных добавок (если удастся их найти, и вы будете знать об этих добавках) – это, по сути, употребление запрещенных Законом РФ веществ. Соответственно – это преступление и грех.
Те же добавки, которые официально разрешены для производства продуктов, в допустимых стандартом количествах не приносят вреда организму. Хотя некоторые из них и обросли страшными мифами чуть ли не о смертельности любого их употребления, но мифы – они мифы и есть. Нет такого греха «употребление пищевых добавок», да еще и разрешенных в пищу. Употребление пищи само по себе не грех.
Разрешенные добавки могут быть опасны, если поедать их в чрезмерных количествах. Представьте себе, что будет, если съесть килограмм лимонной кислоты. Однако, как сказал эксперт Роскачества Владимир Бессонов (кандидат химических наук, доктор биологических наук): «Можно надорвать организм любыми полезными продуктами, например, яблоками, поедая их без меры».
То есть вопрос тут, в первую очередь, в чувстве меры.
А что такое «неправильное питание»? Одному можно молоко, другого от него диарея посетит; один может есть селедку без вреда для здоровья, у другого будут серьезнейшие проблемы с поджелудочной и т.п. Все разнообразные советы адекватных диетологов сводятся, по сути, к двум принципам – разумность питания и чувство меры.
То есть вопрос питания – с добавками или без - сводится, в первую очередь, к разумному чувству меры. И вот потеря этого чувства приводит к греху «чревоугодия», означающего пристрастность к еде, проявляющуюся либо в обильном потреблении пищи (объядениях), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве).
Если нет меры, а есть обжорство, если жажда продуктов с добавками - усилителями вкуса выше силы воли, если нет сил отказаться от чего-то вкусненького в пользу более полезного – так может проявляться чревоугодие. И подчиняясь этой страсти, мы грешим.
То есть с той точки зрения, что человек находится в плену у своей привычки, чревоугодие можно сравнить с курением и алкоголизмом.
Однако, хотя неразумное питание и способно существенно ухудшить здоровье человека, его влияние несопоставимо с вредом алкоголизма и курения, напрямую угрожающих самой жизни человека.
Мне сложно однозначно ответить, каких-либо определений Церкви на этот счёт нет. В "Пространном христианском катехизисе" есть только про невоздержанность и пороки, сокращающие жизнь. Поэтому, мне кажется, ответ будет, скорее нет, чем да. Это ещё зависит от причин и степени потребления. Если Вы без особых причин питаетесь ежедневно фастфудом, просто потому что хочется, уже стоит задуматься о духовных причинах такого отношения к пище.