Здравстуйте. Хотелось бы узнать, наследуют ли Рай люди с такими психиескими заболеваниями, как расстройства личности (известны как "родовые повреждения"). Такие люди в психиатрических клиниках не пребывают, галлюцинаций и бреда не испытывают, "поблажек" от государственного суда не получают при совершении преступления. В истории психиатрии нет ни одного случая излечившегося, это врожденное и пожизненное. Взять, например, импульсивное и шизоидное расстройство личности. При шизоидном люди патологически холодны, бессердечны и даже садистичны; при импульсивном могут запросто убить кого-нибудь в состоянии гнева. И это не особенности характера, а нарушения психики. Даже не вижу смысла таким исповедоваться по поводу того, что касается симптомов заболевания - исповедуется - потом вновь кого-нибудь ударит, и так всю жизнь. Наследуют ли такие люди Рай, если они такими родились, при условии, что являются верующими, посещают службы и т.п.?
7 Ответов
Здравствуйте!
Любое нарушение в задуманном Богом ходе существования человеческой души дается:
1. для работы самого человека, несущего это нарушение над собой. Такой человек, хоть и не может не делать по неврологии или психиатрии соответствующие симптомам деяния, но покаянием может получить возможность спасения. После смерти недуга не будет, а духовное стремление останется. Поэтому, если он кается и хоть немного осознает свое повреждение - есть надежда на то, что достигнет Рая.
2. для смирения и милосердия окружающим. Для вразумления им. По причине пункта 3.
3. для осуществления Промысла Божиего о спасении окружающих. Особенно если сам болящий не осознает, окружение либо получает наказание, либо вразумление. Конечно, причины появления такого недуга могут быть разные и сам человек, возможно, и не спасется. Но, если не будет делать больше, чем его недуг, возможно, местечко в Раю ему найдется.
Во всем нужно видеть Промысл Божий и Его Многомилосердие.
Помощи Божией!
В Евангельских притчах о талантах, о минах, о сеятеле говорится о приумножении даров. Т.е. человек должен использовать то, что ему дано. Всем дано разное, и все в меру данных сил должны приумножать дары. Кто не приумножает - осуждается "во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" - так сказано в притче. Т.е. при решении участи человека играет роль не абсолютное состояние относительно греха, а относительное - относительно того, с чего человек стартовал и с учетом того, какие возможности были.
Ведь человек мог родиться, например, с одной рукой, а не с умственным заболеванием. И человек может так преуспеть оставшейся рукой, что превзойдет тех, у кого две. И есть такие примеры. Поэтому если человек имел от рождения сильную гневливость и будет бороться с ней, даже если это соматическая болезнь, то это хорошо. Может он даже добьется большего, чем если бы у него не было болезни. Прп. Серафим Саровский говорил, что в его монастыре больше всего преуспел человек, которого все знали как очень гневливого. Но если бы он не сдерживал себя, он бы всех поубивал. Ясно, что всем нужно делать - бороться со страстями. А кто-то не захочет бороться - свобода воли.
Имеет ли смысл исповедоваться - если человек считает, что ударить кого-то хорошо, то это неправильно. Даже если это болезнь. Также свойство Исповеди таково (и это можно на опыте заметить), что то, что исповедуют, исчезает. Даже если человек не понимает, грех это или нет, и на сколько грех. Может только не сразу исчезнуть, но есть такая закономерность. Также всякие непонятные ситуации получают разрешение, и человек начинает понимать их смысл.
Ни один грех не может быть непреодолим. Людям, которых вы описали, бороться с грехом сложнее, но и награда для них в случае победы над злом в себе будет больше. А победа возможна, каким бы "врожденным" не было зло. Ни один человек не рождается, обреченным на вечную погибель. Это современная выдумка, что грешник таким и родился и никогда не изменится. Бог всемогущ, Он хочет спасения для всех, и Он дал человеческой душе способность к преображению в случае ее искреннего стремления к Нему.
Любые порочные наклонности можно преодолеть, а обратное мнение внушает враг человеческого спасения - дьявол.
С уважением,
Здравствуйте. Нести ответственность перед Богом люди будут только за то, что находилось в их реальных возможностях. То, что от них не зависело (из-за особенностей здоровья, непреодолимых обстоятельств и т. п.), за то они и не будем судимы. Как писал К. Льюис,
мы видим только плоды, которые получились из сырья вследствие выбора, сделанного человеком. Но Бог судит его не за качество сырья, а за то, как он использовал его. Большая часть психологических свойств зависит от физиологических особенностей, но когда тело отмирает, остается лишь нетленный истинный человек, который выбирал и теперь несет ответственность за лучшее или худшее использование того материала, что был в его распоряжении. Всевозможные добродетельные поступки, которые мы считали проявлением наших собственных достоинств, были, оказывается, результатом нашего хорошего пищеварения, и они не зачтутся нам; не зачтется и другим многое плохое, что совершали они по причине различных комплексов или плохого здоровья. И тогда, наконец, мы впервые увидим каждого таким, каков он есть. Нас ожидает немало сюрпризов (Просто христианство).
Поэтому не все то, что внешне похоже на грех – вменяется человеку в качестве такового, также и не все похожее на добродетель – станет заслугой на Божьем суде.
Наряду с вложенным в нас Богом добром мы несем и следствия греха, сохраняя вместе с тем черты образа Божия. Во всяком случае, человек не утрачивает свободы воли, хотя может и стать рабом греху, так что от свободы остается, пожалуй, одно лишь воспоминание.
Итак, желающий наследовать Царство Божие православный христианин, видя в себе действие греховного повреждения, может умолять Бога о помощи - и будет ее получать. Награда будет дана Богом не только за конечные достижения, но и за труд.
У прп. Серафима Саровского спрашивали, у кого самый высокий подвиг перед Богом в Саровском монастыре (а там жили великие отцы), и он указал на местного повара, человека нелюдимого и грубого. И объяснил, что у того от природы огненный характер, однако он все время кается и постоянно работает над собой.
Поэтому должно всегда молиться и не унывать, по слову Спасителя (Лк. 18:1).
благодарю за ответ!