Добрый день, друзья!
Думаю, что не надо здесь доказывать, что с точки зрения христианской мечтать - дело неполезное. Каждый вечер мы читаем: "... и сном уснуть без мечтания"
Но неужели это настолько опасно?! Неужели плохо перед сном помечтать о том, как летом поехать с семьёй отдыхать на море. Или опять же с семьей пить чай на даче?
Но можно и шире посмотреть на это дело. Насколько предосудительно использовать воображение вообще. Пусть вредно воображать что-то в будущем, но вспоминать прошлое также вредно? А зачем тогда человеку возможность воображать вообще?
5 Ответов
Илья, речь не о мечтаниях об отпуске, а о вредных греховных помыслах. Состояние расслабления, которое свойственно человеку перед отходом ко сну - время, когда люди нередко предаются блудным и другим греховным мечтаниям. Поэтому мы молимся о том, чтобы этого не было.
Мечтания же в целом сами по себе духовно нейтральны, если не несут в себе греховной сути.
Илья, Вы ведь получили уже ответ на тот вопрос.
Я ведь не из праздного любопытства спрашиваю. Для меня сегодня это самый-самый практический вопрос.
Впрочем, насколько я Вас понял, в нейтральных воображениях Вы не видите ничего предосудительного
Свт. Василий Великий так отвечает на Ваш вопрос.
Вопрос 21. Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?
Ответ. Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если бы верил сему, то, без сомнения, исполнял бы сказанное: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс.15, 8). А кто достиг сего и подобного сему, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры, хотя бы казалось это и хорошим, а не только что-нибудь запрещенное и неугодное Богу.
Подобно говорит и старец Ефрем Аризонский:
Чадо мое, будь осторожен с мечтанием. От мечтания – все грехи, это корень греха. Поэтому смотри, как только придет мечтание о лице или деле, о чем-либо, что ты видел или слышал, сразу гневом и молитвой изгоняй его из своего ума. Твори краткую и сильную молитву. Тотчас мысленно умоляй Богородицу помочь тебе. Уповаю на Бога, что ты сподобишься победы.
Использование воображения при молитве (так называемый второй образ молитвы) - это вообще путь к прелести и погибели. Почитайте об этом у свт. Игнатия (Брянчанинова).
Илья, бесы не обязательно внушают явно греховные мысли. Значительная часть внушений это просто мусор, забивающий голову, чтобы человек не мог подумать о чем-то полезном вместо этого мусора. Поэтому с большой вероятностью эти мечты о летнем отдыхе тоже просто прокручиваются в Вашей голове бесами. Бес может как давать Вам приказ представить что-то, так и сам прокручивать готовые картины.
Если попытаться остановить такие мысли молитвой, можно увидеть, что они как бы борются с человеком, как бы насильно лезут в голову, из этого можно сделать вывод, что это бес насильно внушает. Т.е. это будет точно не от Вас, раз они насильно лезут. Но большинство людей не отгоняет мысли, поэтому уверены, что это их собственные мысли.
Также не исключено, что к этим мечтам примешивается какая-то страсть. Т.е. может это нейтральный мусор, а может и несколько страстное мечтание. Или может бесы хотят от нейтрального воображения потом перейти к страстному.
Кроме того, если сам человек развивает навык воображения, он облегчает бесам возможность что-то внушить в будущем. Т.е. если человеку захотелось что-то представить, а он будет тут же отсекать это, у него не будет развиваться навык воображать, и бесам будет труднее что-л внушить через воображение.
Повторю, большинство людей живет в таком состоянии. Что бес ни прикажет вообразить, они воображают. Но не все обычное и нормальное есть хорошо.
Спасибо!
А что бы Вы посоветовали делать перед сном чтобы не мечтать?
Есть такая общая рекомендация, чтобы засыпать с молитвой. Т.е. непрерывно молиться (Иисусовй молитвой, или еще какой-то). Ведь есть даже заповедь непрестанно молиться. Может вообще Бог попускает Вам эти мечтания, чтобы обратить внимание, что ум ничем не занят.
Спасибо, Михаил
Был ответ на подобный вопрос. В молитве перед сном мы просим сохранить нас от душевредных сновидений. Способность воображения дана Богом, но все в нас повреждено грехом и требует восстановления. Об этом рассуждает свт. Феофан Затворник:
Чем набита память и чем занято воображение у грешника? Предметами греховными, питающими только страсти. Это сейчас можно увидеть по разговору. Грешник и слова не скажет о духовном, потому что ничего такого не представляет его память, будто ничего такого он не слыхал и не видал. Конечно, он и видел, и слышал, но оно не усвоено и не удержано, потому что к тому не лежит душа. Вследствие такого отчуждения от духовных предметов умаляется и способность к воображению и памятованию их: от неупражнения и нехотения не умеют вообразить их и упомнить.
У человека, по-христиански живущего, по противоположности, все содержание памяти и воображения свято, чисто, Божественно. Они наполнены у него духовными предметами, к коим имеется особое расположение, а вместе приобретается и особое умение воображать и запоминать их. Наоборот, ему чуждо памятование и воображение предметов порочных: они противны ему и потому не принимаются душой. Как первым легко воображается и запоминается греховное и злое, так вторым – духовное и доброе.
Спасибо, отец Дионисий!
Тогда вопрос, который я уже здесь задавал: почему нельзя себе представить Господа Иисуса Христа, во время молитвы? Мы же стоим перед иконами, это нормально. Почему же нельзя представлять себе Его когда икон нет?