Протоиерей Андрей Ткачёв говорит, что его мечта - чтобы православные посещали храм хотя бы в воскресенье. Но ведь чтобы в воскресенье причаститься, надо же вроде быть и на вечерней литургии в субботу? Как вы считаете, в воскресенье можно причащаться и без посещения храма в субботу тем, кто соблюдает многодневные посты и постится в среду и пятницу?
6 Ответов
В некоторых случаях священник причащает человека даже без посещения им литургии, например, болящего, который не может прийти в храм.
Так же и в данном случае можно рассмотреть вопрос посещения богослужений глубже. Если нет возможности быть на и вечерней службе (в соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня), то это не может быть препятствием, чтобы на следующий день причаститься. Если же такой причиной является – лень или еще хуже замена на посещение неблагочестивых мероприятий, то в этом случае обязательно подскажет совесть о несоответствии христианского поступка.
Вечерняя служба настраивает человека на молитву и покаяние, дает возможность без спешки сосредоточенно исповедаться, если нужно, дополнительно пообщаться со священником, чтобы с миром в душе прийти ранним утром на Литургию в молитвенном настрое и благоговейно принять Святое Причастие.
Если самостоятельно сложно оценить меру своих возможностей, то правильнее будет посоветоваться со священником который вас исповедует и взять благословение на послабление богослужебного правила.
Нужно понимать, что Литургия это высший элемент церковных служб, во время которой осуществляется Анафора, при которой происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.
Литургия вне земного времени, она отрывает нас от низкого мирского и соединяет с Небесным.
Для соединения с Небесным, Церковь установила ещё 9 служб суточного круга (вечерня, повечерие, полуношница, утреня, часы), положенные к тому, чтоб с их помощью подготовленную душу привести на Литургию.
Участие в Литургии и Причастии без участия в службах суточного круга, это как есть кипяток без того, чтоб сварить в нём суп (надеюсь, понятное сравнение).
Сегодня, в практике Церкви даже указанные службы намного сокращены, а некоторые службы (повечерия, полунощницы с канонами) отсутствуют. Всё это по слабости современных людей уже сократили до 1,5 часовой службы вечером и часами с Литургией утром.
Нас призывают приходить на Литургию. Причастие это соединение с Небесным, и мы лишаемся даже слабого бульона, когда пытаемся подходить к Чаше без участия в службах суточного круга.
Конечно, батюшки призывают к Причастию, и лёгкий способ Причастия без вечерней службы допустим с тем, чтоб мы поняли серьёзность необходимости приходить на вечерние службы.
Можно. Никаких канонических запретов на это не существует. Три канона пред причастием, которые сейчас предлагаются в дополнение к последованию, пришли из традиции их чтения в случае если накануне не удалось попасть на Всенощную. Но главное в подготовке к Причастию не внешняя подготовка, а внутренняя. Рекомендую ознакомиться: Памятка причастникам.
Посещение вечернего богослужения накануне воскресных дней и праздников, является одной из обязанностей члена Церкви (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 87). В документе об участии верных в Евхаристии говорится:
Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) – является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.