Здравствуйте! Начала воцерковляться, но в последнее время какое-то уныние, не могу молиться. Чувствую маловерие. Не могу поверить, что Иисус Христос - Бог. Не могу понять Таинство Причастия, поверить, что это действительно Кровь и Плоть Бога.
Сегодня исповедовалась, на исповеди сказала про это. Но не понимаю, можно ли мне будет причаститься в это воскресенье, перед этим 3 дня попоститься, конечно, помолиться. Ведь без веры причащение может быть в осуждение.
Еще один священник мне говорил, что надо причащаться раз в месяц примерно, а я причащалась в первый раз 6 октября. Просто скорее всего по женскому календарю на следующей неделе не получится причаститься и придется ждать ещё 2 недели.
Или все же не торопиться и ходить в храм пока, не приступая к Таинству?
Спасибо!
6 Ответов
Митрополит Вениамин (Федченков) написал целую книгу по этой теме, рекомендую познакомиться с ней:
Недостаточно опытные люди, впадая в сомнение, думают, что они будто бы становятся неверующими и от этого весьма мучаются.
Расскажу один характерный случай. Одна довольно интеллигентная женщина доселе была верующей; и, говея постом, она приступила к причастию. Когда уже приближалась ее очередь, вдруг у нее явились смутительные помыслы:
А может быть, св. Дары Тела и Крови Христовых есть простое вино и хлеб?
Эти мысли до такой степени напугали ее, что она готова была отойти в сторону от причащений. Этот пример мы и рассмотрим. Чего испугалась она? – Появившихся мыслей. Но могут ли они называться неверием? Никак нет. И вот почему.
Неверие есть непризнание или отрицание предметов веры.
Но при сомнении такого отрицания нет. Есть лишь недоуменная мысль: да так ли это?
Рассмотрим ее: есть ли это неверие? Вопрос есть только вопрос, недоумение – только недоумение. Но никак не больше. Уже одно это должно внести в душу мир, успокоение. Пойдем далее: отчего же пришло такое недоумение? Оттого, что, во-первых, нам в том или ином пункте нечто – непонятно, доселе – неизвестно, или даже – для ума нашего совершенно непостижимо.
И, естественно, человек смущается. И этому никак не должно удивляться, а тем более – винить себя, как будто сделавшего преступление. Такое сомнение, повторю, совершенно естественно. Даже могу сказать больше: странно было бы, если таких помыслов никогда не бывало, а особенно – у людей мысли. И уже по одному этому не нужно – прежде всего – пугаться.
Тем более не следует пугаться потому, что здесь нет никакой дурной, греховной воли нашей. Нам всегда нужно помнить одно основное правило духовной жизни: единственное зло есть только грех!
А греха в сомнении, с нашей стороны, при появлении его не было и нет. И это правильное, как мы видим, суждение снова внесет в нашу душу мир.
Только сознательное и упорное неверие препятствует причащению.
Поняла, спасибо Вам!
Нужно отвергать помыслы неверия и ни в коем случае не оставлять Евхаристию, ибо без Причащения невозможно побеждать искушения
Благодарю за ответ!
Не смущайтесь!
По себе знаю, многожды были сомнения в том, чтоб подойти к Чаше.
Но после исповеди, Литургии, Евхаристии и благодарственных молитв, приходит другая мысль "как здорово, а мог бы и не Причаститься!"
Спасибо!
Здравствуйте, Ольга. Заданный Вами вопрос обычный у новоначальных. Дело в настойчивости. Нет внутренних сил молиться - перекреститесь, хотя бы сидя попросите ангела-хранителя помочь встать на молитву. Встали - почитайте хотя бы начало. Не смогли встать - читайте сидя. Вернулось уныние - сели, перекрестились, снова попросили ангела-хранителя о помощи; исповедайте Богу свое бессилие, снова перекреститесь. Встали, продолжили. И так далее. В конце концов это пройдет, но будет что-то другое. Повторюсь, от Вас требуется понуждать себя на молитву. При этом полезно вспоминать милость Божию даже к последним грешникам, но вместе и суд по отношению к тем, кто чужд Бога.
А вообще пора начинать систематически читать святых отцов (не цитаты из Интернета). Мне кажется, для начала лучше взять русских - например, свв. Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадтского, Тихона Задонского.
И найдите достойного и опытного человека, с которым можно советоваться о духовных вопросах. Иначе так и будет: один батюшка посоветовал мне то, а другой другое, а как мне быть, даже не знаю... Только не бросайтесь сразу к кому-нибудь за всеми советами. Вначале обязательно надо присмотреться к человеку. Даже батюшки, увы, не все святые и не все в необходимой мере опытные. Спросите, посмотрите на результат в своей духовной жизни, подумайте...
Спасибо большое! Обязательно буду стараться.
Смущает больше всего, могу ли я приступать к Чаше…
Исповедуйтесь и спросите благословения у священника. А потом причащайтесь безо всякого смущения, хотя бы помыслы и оставались. Когда будете отходить от чаши, помолитесь Богу, чтобы помог справиться с этими помыслами.
Благодарю Вас!
Искушения будут всегда, а маловерие - это наша общая проблема. Без св. Причащения вы с этим не справитесь. Обязательно причащайтесь.
С уважением,
Большое спасибо!!
"Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5) - говорит Господь. Без Божественной помощи не сможете преодолеть искушения. Молитва, исповедь и причастие помогут Вам избавиться от греха уныния.
Спасибо за ответ!
Спасибо!!
Просто у Иоанна Златоуста еще такое читала: «Кто же сознает себя совершенно неподготовленным к принятию святейших Даров Христовых, не чувствует в себе искреннего сокрушения о своих грехах, кто не имеет твердой веры в любовь Христову и в сверхъестественность сего таинства, тот и не должен приступать к причащению.»